Бюджет несбывшихся надежд. Чтобы исполнить план на год, Башкирии нужно освоить 100 млрд рублей

28 ноября 2019, 04:01
Министерство финансов РБ опубликовало отчет по исполнению консолидированного бюджета республики за 9 месяцев 2019 года. Попробуем проанализировать эти ключевые показатели, на основании которых и принимают проект будущего бюджета. Но обо всем по порядку. Бюджет несбывшихся надежд. Чтобы исполнить план на год, Башкирии нужно освоить 100 млрд рублей

По данным на 1 октября 2019 года, доходы консолидированного бюджета республики составили 169,1 млрд рублей. Это 71,3 % от запланированных на 2019 год 237 млрд рублей.

84,3% всех поступлений в бюджет принесли налоговые и неналоговые платежи – 137,6 (при плане, с учетом изменений, на год в 186,1 млрд рублей). В 2018 году за аналогичный период налоговые и неналоговые платежи принесли в казну 147,38 млрд рублей, произошло снижение на 10 млрд рублей.

В налоговые и неналоговые платежи входят:

– налоги на прибыль — 80,8 млрд рублей. За 9 месяцев 2018 года они принесли в казну 93,8 млрд рублей, то есть сократились на 13 (!) млрд рублей;

– налоги на добавленную стоимость на товары, работы, услуги — 17,6 млрд рублей;

– налоги на имущество — 12,9 млрд рублей;

– доходы от продажи активов — 1,6 млрд. и другие платежи.

Безвозмездные поступления в бюджет составили 31,5 млрд рублей

Доходы консолидированного бюджета, по сравнению с тем же периодом прошлого года, за первые 9 месяцев 2018 года, уменьшились. В прошлом году за 9 месяцев в республиканскую казну поступило 174,7 млрд рублей.

Если сравнить эти данные с бюджетом Татарстана, то за первые три квартала 2019 года доходы в бюджет соседей составили 228,2 млрд рублей – это на 25,8 % больше, чем в Башкортостане за аналогичный период. В 2018 году разница составляла 20%.

Сколько средств выделяется на одного жителя республики?

Судить об эффективности использования бюджетных средств следует по расходам. И, конечно же, по количеству средств расходуется на каждого жителя.

Итак, расходы. За 9 месяцев 2019 года расходы консолидированного бюджета Башкортостана составили 163,3 млрд рублей, при плане, с учетом изменений, на год в 267,8 млрд. Более 100 млрд еще не освоены. За аналогичный период 2018 года расходы составили 138 млрд рублей, то есть выросли на 18,3%. Расходы бюджета Татарстана за первые три квартала этого года значительно выше – 212,8 млрд рублей.

На душу населения

На каждого жителя Башкортостана за 9 месяцев 2019 года тратится на 26,3% меньше бюджетных средств, чем в Татарстане. Простая арифметика: консолидированные расходы региона делим на количество его населения. Получим сумму, которая приходится на каждого жителя. В Башкирии эта сумма составила 40 321 рублей, в Татарии —54 774 рублей.

За аналогичный период 2018 года в Башкортостане на каждого жителя условно тратилось 33 900 рублей. В Татарстане эта цифра была значительно выше – 47 680 рублей. В прошлом году разница в расходах на душу населения составляла 40%.

Эти арифметические выпады производятся не просто так, ведь принято считать, что уровень жизни во многом определяется именно тем, сколько денег расходуется из бюджета региона на каждого жителя.

На что тратим?

Образование

Самая значительная статья расходов в отчете Министерства финансов Башкирии – образование. Это, пожалуй, можно назвать тенденцией, в прошлом году сфера образования также являлась основной статьей расходов. За первые 3 квартала 2019 года на образование было выделено 50,3 млрд рублей (при плане, с учетом изменений, на год 75,3 млрд рублей) против 43,8 млрд рублей в 2018 году за тот же период.

В Татарстане за 9 месяцев 2019 года на образование выделили несколько больше – 68,4 млрд рублей (на 26,4 % больше, чем в Башкортостане).

Здравоохранение

За 3 квартала 2019 года на сферу здравоохранения в Башкортостане потратили 15 млрд рублей (при плане, с учетом изменений, на год в 24,1 млрд рублей), в 2018 за аналогичный период потрачено было 11,5 млрд рублей.

Соседний Татарстан выделил на здоровье своих жителей 16,1 млрд рублей. На 6,8 % больше, чем Башкортостан

Национальная экономика

В Башкортостане на национальную экономику в первых трех кварталах 2019 года ушло 24,8 млрд рублей (стоит заметить, что в плане с учетом изменений на год указан показатель, более чем в 2 раза превышающий фактический результат — 51,8 млрд рублей). В 2018 году на нац. экономику за 9 месяцев потратили 20,3 млрд рублей.

В Татарстане за 9 месяцев 2019 года – 56,4 млрд рублей (более чем в 2 раза), справедливости ради отметим, что у соседей план также выполнен наполовину, на эту сферу в Татарстане планировали потратить 90,4 млрд рублей.

Культура

На развитие культуры в Башкортостане за первые три квартала 2019 года было направлено 8,4 млрд рублей, при плане, с учетом изменений, на год 11,8 млрд рублей. В 2018 году эта статья расходов получила 6,1 млрд рублей.

В Татарстане затраты на культуру за тот же период 2019 года составили 11,1 млрд рублей.

До дефицита не дотянули

Профицит бюджета, который наблюдался в республике Башкортостан последние годы, вновь не побежден. В этот раз за 9 месяцев бюджет вновь исполнен с профицитом, который составил 5,7 млрд. рублей, плановый дефицит с учетом изменений на год в 30,7 млрд рублей. Профицит консолидированного бюджета Татарстана по итогам 9 месяцев 2019 года составил 15,4 млрд рублей.

Напомним, по итогам первых трех кварталов 2018 года, профицит консолидированного бюджета Башкортостана составил 36,6 млрд рублей. В Татарстане — 24,7 млрд рублей.

По итогам 2018 года Башкортостан вошел в топ-12 регионов по уровню профицита и дефицита консолидированного бюджета (в % от ННД — налоговых и неналоговых доходов).

Профицит – это всегда недоиспользованные возможности. Как это не прискорбно, эти средства лежат мертвым грузом. (А может быть и не мертвым, узнать это не предоставляется возможным).

Экономист уполномочен заявить — благими намерениями вымощена дорога в ад

Экономист Рустем Шайахметов поделился с ProUfu своим видением сложившейся ситуации в сфере бюджетной политики Башкирии.

1531_oooo.plus.pngБюджет не соответствует целям, заявленными в сентябрьском указе Главы Республики Башкортостан о стратегических направлениях социально-экономического развития Башкортостана, согласно ему, до 2024 года установлена цель – 4 млн 100 тысяч жителей, проживающих в республике. В настоящее время в Башкирии проживает 4 млн 45 тысяч жителей. Ежегодная убыль населения 12 тысяч человек.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, необходимо, чтобы ежегодно в республике рождалось 61 тысяча детей при нулевой миграции, в этом году в Башкортостане будет около 42 тысяч новорождённых. Это предопределяет активную политику в области демографии. Но в бюджете не заложены средства на стимулирование рождаемости. Да, есть определённые меры оказания социальной помощи малоимущим. Но это не решает проблемы демографического развития.

Одна из главных причин, снижающих рождаемость – жилищные условия. Предоставление земельных участков семьям без инфраструктуры не позволяет осуществлять строительство. Однако в бюджете не заложены средства на строительство инфраструктуры. Также на другие меры, позволяющие улучшить ситуацию с рождаемостью, средства не запланированы.

Не менее важна и тема миграции. Около трети оттока населения – это молодежь, уехавшая на учебу. Но в бюджете нет средств на увеличение бюджетных мест в республиканских вузах. Для решения проблемы необходимо около 500 млн. руб., но в бюджете их нет, значит отток продолжится.

Для сельских территорий наиболее важной отраслью экономики является сельское хозяйство. Однако в бюджете запланировано сокращение затрат на АПК, а также отсутствуют средства, обеспечивающие развитие быстроразвивающихся секторов сельского хозяйства: органическое земледелие, масличные культуры. Это особо актуально для северных районов, но программ нет, финансирования нет и, как следствие, значительная убыль сельского населения.

Мы говорим о инновационном развитии экономики, но не инвестируем в это прекрасное будущее. Общие бюджетные затраты на эти цели, если убрать ассигнования на аппарат, не превышают 100 млн. руб., это меньше 1,5 млн долларов. Естественно, это не обеспечит технологический прорыв. На инновационное развитие необходимо выделить как минимум 1,5-2 млрд руб., тогда будет и ощутимый результат.

Не заложены средства на исследование рынков, а это главное. Важно не произвести, главное продать. Но работа в этом направлении не ведётся. Мы не знаем наиболее перспективные рынки для нашей продукции, поэтому результативность крайне низкая.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад». Одними креативными заявлениями не решишь проблемы, необходимо ресурсное обеспечение. Фактически, средства размазаны, а не сконцентрированы на прорывные направления. Необходима смена приоритетов.

Какой ценой?

Профицит тоже не появляется ниоткуда. И освоением средств в Башкирии, кажется, настоящая беда.

В качестве примера попробуем взять, ставшие «притчей во языцех», нацпроекты. Мы отдаем себе отчет в том, что их финансирование осуществляют в основном из федерального бюджета, но средства регионального бюджета также направляются на эти цели. Общий объем финансирования региональных проектов на предстоящие шесть лет составляет более 175 млрд рублей. Из них порядка 80 миллиардов рублей — это федеральные средства, почти 50 миллиардов будут выделены из республиканского бюджета. В любом случае, то, как осваивают средства, может быть весьма показательным для читателя.

ProUfu по данным на 1 сентября публиковало материал по освоению средств, выделенных на реализацию нацпроектов.

Башкирия проваливает нацпроекты

В Аппарате полпреда в ПФО выяснили, что на реализацию национальных проектов из федерального бюджета в республику поступило 14,5 млрд. рублей. Но, по состоянию на 1 сентября, освоено 4,38 млрд. рублей, что составляет 30,1%.

Нулевое освоение средств и реализация нацпроектов сразу у 5 ведомств: Минмолодежи и спорта РБ, МинЖКХ, Минсельхоза, Госкомтранса РБ и Госкомтуризма.

По нацпроекту «Демография» Минмолодежи и спорта РБ не освоило ни рубля. При этом планировалось потратить около 132 млн рублей на спортивные площадки и инвентарь по подпрограмме «Спорт – норма жизни». Министр молодежной политики и спорта РБ Руслан Хабибов, видимо, ничем в данной ситуации не смущен и продолжает занимать свою должность.

Министерство ЖКХ РБ не использовало 138 млн рублей на строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения. Видимо, в министерстве ЖКХ полагают, что это можно и отложить.

Реализация нацпроекта «Экология» за три квартала составила 0 %. Передаем привет министерству экологии и природопользования, а также министру Уралу Искандарову. Не освоено 245 млн рублей на создание комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. 13 % из представленных федеральным центром 1,4 млрд рублей использовано на программы по созданию современной городской среды.

Ни копейки из 671 млн рублей Госкомтранс РБ не смог потратить по проекту «Жилье» в Уфе и Стерлитамаке. Нулевое исполнение и по проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Минсельхоз РБ по этому проекту из 311 млн использовал только 4,4 млн рублей. Также Минсельхоз не реализовал 6,2 млн рублей на фельдшерско-акушерские пункты в деревнях и селах.

Госкомтранс, который возглавляет Тимур Мухаметьянов, вероятно, занимается более важными делами, например, размещает на сайте госзакупок заказ на разработку единого дизайна транспорта РБ стоимостью 3,5 млн рублей

Минбразования РБ не смогло реализовать 1,4 млрд рублей на строительство десятков детских садов и создание дополнительных мест по всей республике. Освоено 3,72 %.

По другой подпрограмме, связанной со строительством детсадов в Мечетлинском, Чекмагушевском, Уфимском, Белорецком районе и Уфе, Министерство образования РБ получило еще 908 млн рублей, но смогло освоить лишь 45% средств. Министр образования Айбулат Хажин тоже, кажется, не бьет тревогу, во всяком случае общественность этого не заметила.

На поддержку обеспечения роста производительности труда Минсемьи, соцзащиты и труда потратили 145 тыс. рублей из 37,5 млн. На переобучение работников предприятий 22 млн из 178 млн рублей.

На 14,75% реализованы 462 млн на создание единого цифрового контура на основе единой информационной системы в здравоохранении. На дооснащение детских поликлиник ведомство потратило 73 млн рублей, хотя выделено на это почти 300 млн. На оснащение сосудистых центров Башкортостан получил 321 млн рублей. Освоено 7,9 % этих средств. Получено 666 млн рублей на программу в сфере онкологии, реализовано 32 млн. Минздрав РБ не нашел применения 240 млн рублей, хотя шла речь о необходимости 1300 передвижных медицинских комплексов. На новые ФАПы медицинское ведомство не смогло потратить 19 млн рублей.

Автор: Автор: Ирина ДЕРЕВЯНЧУК
Источник: proufu.ru

0
0
Медицина, Образование, еще 5
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей