Поехали! - новости Уфы

14 июля 2015, 07:16
 Поехали! Уфа - город современный, а велосипед, как мы знаем, сегодня в тренде. Неудивительно, что сеть велодорожек в столице Башкортостана растет и развивается. Но давайте взглянем на этот вопрос с точки зрения рядового велосипедиста. Таковым и стал по заданию редакции журналист "Вечерки".

Часть первая.

Центральный рынок -

парк Победы


Итак, жаркий летний вечер после долгого рабочего дня, на часах - шесть с копейками, и мы отправляемся в путь, чтобы, проехав пару сотен метров, упереться в припаркованные автомобили. Увы, такая ситуация - не редкость на этом маршруте. Часто грешат неправильной парковкой гости ресторана "Шиколат", порой здесь не то что проехать, но и пройти-то удается с трудом. Такая же проблемная точка - в районе фирмы "Мир". На первом этаже зданий, выходящих на "красную линию", теснятся многочисленные магазины, покупатели и сотрудники которых оставляют машины аккурат на велодорожке - кто-то "на минуточку", а кто-то и на целый день. Припаркованные в неположенных местах авто можно встретить и в других местах, но именно эти два участка - настоящая головная боль для велосипедистов. Замечу: парковка на велодорожке "стоит" две с половиной тысячи рублей, вот только автоинспекция штрафовать нарушителей не спешит. Наверное, есть дела поважнее...

Еще одна головная боль - бордюры. Их на этом маршруте множество, и далеко не везде оборудован нормальный въезд. Иногда бордюры низкие и на них можно заскочить, просто привстав на педалях для дополнительной амортизации. А вот высокие ходом проскакивать я не рискую - если не рассчитаешь прыжок и зацепишь край преграды, почти наверняка пробьешь колесо. Приходится или переползать препятствие на черепашьей скорости, или вовсе спешиваться и переносить велик на руках. Справедливости ради, ситуация с бордюрами заметно улучшилась за последние несколько лет, но до идеала еще далека.

Следующая "засада" - остановка "Дом печати". Здесь хочешь-не хочешь, а вспомнишь бородатую шутку про баню с раздевалкой через дорогу. Дело в том, что велодорожка проходит точнехонько между собственно крытой остановкой со скамейками, где так любят устроиться бабушки с баулами, и местом посадки. И вот иакая старушка с кладью видит, как подъезжает ее автобус. Вопрос на миллион: будет она смотреть по сторонам, прежде чем стремительным домкратом рванется к заветному "сто десятому"? И, кстати, вот еще информация к размышлению: общественное мнение в такой ситуации всегда на стороне бабушек...

Вообще, пешеходы просто не привыкли к велодорожкам. Это как крестьянин из глухой деревни, впервые попавший в большой город. Поймет он, что дорогу нужно переходить на зеленый свет, если светофора ни разу в жизни не видел? Едва ли. Да и привык он ходить как бог на душу положит, потому что тротуаров в его деревне никогда не было, а машин проезжает - в час по чайной ложке.

С уфимскими пешеходами ситуация еще хуже: велодорожек они не видят в принципе, зато очень любят ходить по белым линиям. Очевидно, потому что удобно: идешь себе, не думая, куда кривая выведет. Более того, тротуары - это ведь исконное, "ихнее", а тут приехали неведомые велосипедисты и оттяпали себе кусок для движения! Непорядок! Вот и идут, болезные, по одним им ведомым траекториям. Объезжать их, добавлю, довольно рискованно: увидев краем глаза движение, пешеход может броситься в любую сторону, в том числе - под колеса. Информация к размышлению: общественное мнение в таком случае всегда на стороне пешеходов...

А мы тем временем миновали злосчастную остановку. На какое-то время можно расслабиться - впереди широкая дорога, на которой легко разъехаться и разойтись, да и едем мы в гору, а, значит, не спешим. В районе Башкирского государственного аграрного университета мы уворачиваемся от студентов, не глядя выходящих из подземного перехода, а потом подбираемся к фирме "Мир", чтобы встретить новый сюрприз. И снова - остановка транспорта (похоже, те, кто занимался прокладкой велодорожек в Уфе, в принципе не дружат с этим элементом городской инфраструктуры). Здесь из остановочного павильона можно выйти как в сторону проезжей части, к автобусу, так и прямиком на велодорожку. При том пешеход будет до последнего скрыт за киосками и скамейками, и времени, чтобы затормозить, может не хватить - даже на небольшой скорости. Выход один: держаться как можно левее и смотреть в оба.

Едем дальше, лавируя между припаркованных абы как автомобилей и идущих абы как пешеходов. До недавнего времени на данном отрезке пути было по-настоящему узкое место, без кавычек - на углу с улицей Степана Халтурина крыльцо ресторана просто перекрывало тротуар, оставляя только велодорожку. Все велосипедисты Уфы, думается, были польщены таким знаком уважения, но головой-то думать нужно... Сейчас крыльцо капитально переделали, и жить всем стало легче. Зато никуда не пропали уличные торговцы, вольготно расставившие свои лотки прямо на велодорожке. Почему? Им так удобно, в тени за остановкой, на людном месте. Сотрудников полиции, призванных следить за порядком, это по каким-то причинам не слишком беспокоит.

Дальше - снова расслабленная езда до самой площади Ленина. Наученные опытом, мы остерегаемся остановок общественного транспорта, где разметка попросту исчезает, уворачиваемся от пешеходов. Особое внимание - маленьким детям. Дорожка тут проходит по аллее, тянущейся вдоль проспекта Октября, где любят гулять мамочки с малышами. За своими чадами следят не все: бегает и бегает, чего ему будет? Периодически подмывает остановиться и спросить: "Мамаша, у вас что, дети лишние?" Так или иначе, за дорогой здесь нужно следить очень внимательно: ребятишки могут появиться буквально из ниоткуда - например, выбежать из-за родителей. Тут до трагедии - один шаг.

Еще одна опасность - автомобили, которые сворачивают на внутриквартальные проезды. Как и пешеходы, водители просто не готовы к появлению велосипедиста. Конечно, столкновение произойдет на относительно небольших скоростях, но приятного все равно мало - тем более что даже минимальной защитой большинство велосипедистов пренебрегает. Ехать в шортах и футболке, конечно, комфортно, но вот контакт с асфальтом голыми локтями и коленями - дело болезненное. Да и заживают следы "асфальтовой болезни" долго.

После площади имени Ленина дорога идет под уклон. Отсюда, в принципе, можно докатиться до Городского дворца культуры, ни разу не нажав на педали. Да и дорожная ситуация несколько выравнивается: мы, уже по привычке, уклоняемся от пешеходов, редких припаркованных машин, объезжаем остановки и, несмотря на все перечисленное, успеваем получать удовольствие от велопрогулки.

После ГДК дорожка скачет по трамвайным путям и бордюрам, ныряет в аллейку, резко огибает стоянку ГИБДД. На светофоре, что возле остановки "Парк Калинина", можно выбрать альтернативный маршрут - остаться на нечетной стороне проспекта Октября и ехать в сторону Черниковки по укатанной и довольно живописной тропинке между деревьев либо уйти на четную половину. Здесь вас ждет отличный асфальт и минимум пешеходов - кати и наслаждайся жизнью, единственная сколько-нибудь заметная заминка - АЗС перед Дежневским путепроводом, но и ее можно проехать ходом, без потери скорости. Потом дорожка идет вдоль улицы Комарова, заканчиваясь в парке Победы. Все, приехали!

Часть вторая. Лирическое отступление

Из Черниковки, прошив ее насквозь, можно выехать на улицу Сельскую Богородскую. Путь неблизкий, и велодорожек на его протяжении найти не удалось. Зато удалось встретить участки, где идет ремонт трассы, перекопанные ради укладки труб тротуары и в изобилии - ухабы и рытвины.

Как ехать по Уфе в отсутствии специальных дорожек? Это каждый решает для себя сам. ПДД говорят, что велосипедист должен передвигаться по дорогам общего пользования, держась как можно ближе к правой обочине и перебираясь на тротуары в случаях крайней необходимости. Вот только очень и очень многие ездить по дорогам боятся, и назвать эти страхи беспочвенными язык не поворачивается. На наших магистралях можно найти массу приключений. Ямы в полколеса глубиной, открытые канализационные люки без каких-то предупреждающих знаков, разбитые решетки ливневки, осколки стекла, куски проволоки и саморезы - все это сделает поездку незабываемой. “Зато будет что рассказать”, как говорят велосипедисты с опытом. “Огонька” добавляют и водители. Если пешеходы возмущаются тем, что велосипедисты отняли у них часть тротуара, то автолюбители зачастую нас попросту игнорируют. Обогнать и подрезать, прижать к обочине, резко свернуть во дворы прямо перед тобой - двигаясь по дорогам, ты должен быть готов к любой неожиданности. И, конечно, не забываем главное правило: дай дорогу глупцу. Поверьте, лучше быть целым и невредимым, чем отстаивать свою правоту ценой здоровья. Как гласит грустная народная мудрость, “пешеход всегда прав, но не всегда жив”. С велосипедистами, увы, похожий случай - проверено на себе. Как-то летом, возвращаясь из поездки по Иглинскому району, я немного расслабился. Дальше было как в анекдоте: “Так, ну этот внедорожник меня пропускает...” У водителя иномарки было свое мнение на сей счет. Джип повернул прямо передо мной, я успел зажать тормоза и заметить, как пассажирка кричит на водителя, потом ударил в блестящий коричневый бок машины. К счастью, несильно, а вот велосипеду досталось - пришлось звонить друзьям и просить помочь с эвакуацией. Да, по всем правилам водитель оказался виноват и даже заплатил за ремонт “железного коня” и моральный ущерб, но осадочек, как говорится, остался.

Часть третья.

Сельская Богородская

и Сипайлово


Коли и есть в Уфе рай для велосипедиста, то врата его находятся на углу улицы Сельской Богородской и бульвара Тухвата Янаби. Здесь начинается отличная дорожка. Она тянется вдоль всей "пьяной дороги", а после уходит в Сипайлово. Тут вам и ровный асфальт, и почти полное отсутствие пешеходов - просто мечта. Впечатление портят местные аборигены, раскатывающие здесь на скутерах и мопедах, но их немного и с ними вполне можно мириться. Зато в остальном - выше всяких похвал. Несколько километров полного расслабления и ничем не замутненного удовольствия.

На улице Маршала Жукова дорожка петляет и ныряет на сипайловскую набережную. Пейзажи не слишком живописные, но воздух свежий, асфальт по-прежнему ровный, а редкие пешеходы ведут себя удивительно корректно. Вот уж не знаю, живут ли здесь другие люди, но разница с остальным городом - просто разительная. Отмечу, велосипедистов в Сипайлово - несмотря на то, что начинает темнеть - заметно больше, чем на проспекте Октября. В чем причина, я не знаю, но впечатление - самое приятное.

Увы, и в велораю не обойтись без дежурной ложки дегтя. Тут и припаркованные на велодорожке машины, и искусственные преграды - в одном месте я встретил поставленную поперек проезда скамейку, а недалеко от озера Кашкадан прямо посреди дорожки взгромоздился киоск с шаурмой. Очевидно, по мысли владельца торговой точки, мы должны были заехать сюда с одной стороны, перекусить и выехать с другой.

Есть на сипайловском маршруте и отличное испытание - подъем к ипподрому "Акбузат". Уклон здесь солидный, хотя и не предельный, а сам подъем - довольно длинный, впрочем, примерно в середине есть ровная площадка, на которой можно перевести дух. Карабкаться вверх не слишком сложно: втыкаешь передачу пониже, и знай себе, пыхти, крути педали. Главное - быть осторожным со встречным движением: велосипедисты, которые спускаются с горы, развивают приличную скорость, и столкновение не обещает ничего хорошего.

Наверху можно без сил упасть в траву, отдышаться, чтобы двинуться дальше - по дорожке вдоль улицы Менделеева. Красота не кончается: с одной стороны - лес, с другой - автомобили, а ты катишь себе, не зная горя. Единственный подвох - садоводы, выходящие из леса, со стороны паромной переправы и канатной дороги, но их немного и проблем они не создают. Даже жаль, что эта дорожка неожиданно обрывается посередине длинного перегона между "ВДНХ-Экспо" и трамплином...

Часть четвертая.

Парки и зоны отдыха


Почти все остальные уфимские велодорожки проложены по паркам и скверам. Кататься здесь, конечно, можно, но езда кругами, пусть даже длинными, быстро наскучит. Да и сколько-нибудь быстро тут не поедешь - слишком много гуляющих, многие приходят с малышами, так что приходится быть предельно собранным и смотреть в оба. Такие дорожки хороши для начинающих или для тех, кто разъезжает с детьми. Вытаскивать малышню на велосипедах на "большие" дорожки опасно, а в парках и скверах вполне можно отработать основные навыки и умения. Да и семейная велопрогулка в таких местах, вдали от городского шума, под сенью деревьев, выглядит более чем уместной. Едешь не спеша, наслаждаясь каждым пройденным метром, вдыхая полной грудью - просто идиллия.

Часть пятая. Вместо эпилога

Ездить по уфимским велодорожкам можно и нужно. Как нужно и продолжать работать над ними - пределов для совершенства, известный факт, не существует. Пока главной проблемой остается отсутствие связной сети дорог для велосипедистов. Все, что есть, - разрозненные отрезки асфальта разной длины, никак друг с другом не соединяющиеся. Ей-богу, огорчение, а не транспортная сеть. Для полноценного развития нужны идеи, нужны проекты, нужны, наконец, средства. Движение в этом направлении идет, об этом сообщает и Администрация города, и Уфимский союз велосипедистов, но реальные сроки никто не озвучивает.

Пока же велосипед в столице республики - не столько средство транспорта, сколько развлечение, хобби, инструмент для активного отдыха или спортивный снаряд. Но чтобы продуктивно и интересно кататься, стоит выбираться из города в леса и поля. Благо интересных маршрутов неподалеку от Уфы хватает. Что же касается нашей велосети... Мы уже сделали заметный шаг в нужном направлении. Что будет дальше - увидим.

Источник: VechUfa.ru

0
0
Новости Уфы
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей