Башкиры приняли ислам от посланников пророка Мухаммада

31 октября 2018, 10:43
На днях ученые, публицисты и философы обсудили, когда и при каких обстоятельствах башкиры приняли ислам. Основной мыслью стало то, что вера пришла из Волжской Булгарии – выдумка. Башкиры приняли ислам от посланников пророка Мухаммада

В последние несколько лет в роcсийском общественном пространстве идет активное обсуждение исторических основ российского ислама, даются оценки нынешнего состояния, прогнозы на будущее. Президент России не упускает возможность подчернуть важность ислама в развитии страны, в укреплении нравственных основ общества. Не прекращается строительство и открытие новых мечетей, медресе, высших исламских учреждений, а с другой стороны -  внутри самого российского ислама идут болезненные процессы самоидентификации, очищения от засилья чуждых идеологий, поиски традиционных форм бытования этой религии среди коренных народов страны.

В этом году исполнилось 230 лет образованию первой официальной организации мусульман России. И город Уфа не случайно был выбран ставкой первого муфтията. По условиям вхождения Башкирии в состав Русского государства ее народу гарантировались неприкосновенность вотчинных земель, а также религии. Однако данные договоренности часто нарушались. Это вызвало череду башкирских восстаний XVII—XVIII веков, многие из которых имели религиозную окраску. Репрессивная политика по отношению к исламу достигала пиковых точек в правление Алексея Михайловича, Петра I, Елизаветы Петровны, которая, например, издала указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии. Но башкирские восстания всякий раз заставляли правительство смягчать религиозную политику. Именно поэтому центр российского ислама сосредоточился в Башкирии, куда стекались гонимые улемы изо всех уголков империи.

Сразу же по окончании восстания 1755 г. указом Сената от 23 августа 1756 года было разрешено строительство мечетей в Казанской, Нижегородской и Сибирской губерниях. Фактически, ислам перешел из разряда гонимых конфессий в «терпимые» именно в правление Елизаветы Петровны. Екатерина II окончательно закрепила его статус указом от 17 июня 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий», а также учреждением в 1788 году Оренбургского магометанского духовного собрания (ОДМС) в историческом центре Башкирии городе Уфе. Таким образом, за равноправие исламской религии в Российской империи башкиры заплатили десятками тысяч своих жизней.

Вплоть до 90-ых годов 20 века муфтият страны ДУМЕС (Духовное управление мусульман европейской части ССС и Сибири) находился в Уфе, на данный же момент точное количество муфтиятов в России не рискнет назвать даже специалист. Создание муфтията лишь закрепило позиции ислама в России, но проникновение самой религии происходило намного раньше. В недавнем интервью ученый-исламовед Айслу Юнусова высказала мнение, что «присутствие памятников, свидетельствующих о связях мира Приуралья с исламским миром, относятся к седьмому веку, крайнему периоду восьмого века нашей эры. Поэтому говорить о проникновении ислама на территорию Приуралья и связывать это только с учреждением духовного собрания, конечно, неправильно».

В преддверии празднования 230-летия образования муфтията и предстоящего пленума ДУМ РБ, где будет избран новый муфтий Башкортостана, редакция ИСТОЧНИК провела круглый стол на тему принятия ислама башкирами, истоках и причинах этого исторического решения. В качестве модератора выступил ученый-социолог Ильгиз Султанмуратов. А приглашенными экспертами стали кандидат исторических наук, публицист, руководитель многотомного проекта «История башкирских родов», лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева Салават Хамидуллин и кандидат философских наук, специалист по эпосам и мифам Закирьян Аминев. Как появился ислам в Башкортостане?

И. Султанмуратов: - Позволю себе для затравки привести небольшую выдержку из академического издания «История башкирского народа». Авторы его пишут: «Башкиры были одними из первых в череде народов, принявших ислам добровольно. Более того, в настоящее время ряд исследователей историю распространения ислама среди башкир на Южном Урале связывают не только с Ибн-Фадланом, не только с Волжской Булгарией. Существует мнение о том, что посланник Аллаха пророк Мухаммад рассылал еще в первой половине VII века (зарождение мусульманского движения относится к 622 году и связано с переселением пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину) во все стороны Ойкумены своих сахабов – сподвижников, чтобы те несли слово божье... Сахабы, скорее всего, согласно легендарной генеалогии, приводимой Тадж-ад-дином Ялчыгулом, явились на Южный Урал, ибо в это время здесь процветала протогородская цивилизация, самым известным памятником которой является городище Уфа-II». Что вы по этому поводу думаете?

1996_oooo.plus.pngCалават Хамидуллин:
- Территория Башкирии в VII-X вв. входила в состав мощной восточноевропейской державы – Хазарского каганата. Персидский автор XI века Гардизи упоминает башкирского правителя, который служит хазарскому кагану со своим 2 000 войском.
Судя по описанию, приведенные сведения относятся к более раннему периоду. Арабо-сицилийский географ XII века ал-Идриси, описывая башкирский город Нимджан, который локализуется в районе современного Орска , писал (привожу цитату): «А город Нимджан – маленький, но благоустроенный. Владеет им человек из числа тюрок. Управление [городом] переходит от отца к сыну, а затем к сыну сына, и власть остается у них из-за их доброго правления и мягкости обращения с простым народом. И этот город на берегу реки, называемой Сукан. Восточнее этого города есть гора Арджика. В ней – медные рудники, в которых работают более тысячи человек. Там добывают много меди, а затем отправляют ее в землю Хорезм и страну Шаш, а также в соседствующие с ними области гузов. И из этого города также вывозят шкуры лисы и шкуры животного, называемого аль-бабр, по реке в море Хазарское море, и продают их на побережье Хазарского моря и в Дейлеме по высокой цене. И делают в этом городе глиняную посуду и горшки отличного качества, которые долговечны в использовании. И находят на берегу этой реки разного рода драгоценные камни, среди которых множество лазурита. В этой же реке водится разные виды рыб. Там есть такие огромные рыбины, которые не поддаются описанию. Жители города Нимджан ловят ее необычайно легко, применяя нехитрые уловки. Ловят ее довольно много – тем и живут. Большую часть рыбы солят, доставляют ее на свои корабли и плывут к Хазарскому морю. Они двигаются по нему вдоль побережья и достигают города Итила и других городов, где ее продают или распоряжаются ее по своему усмотрению» .
Таким образом, ал-Идриси приводит ценную информацию о забытом ныне речном пути по реке Яик (Урал), который, подобно волжскому пути, имел большое значение в транскаспийской торговле. По нему можно было очень быстро дойти до акватории Каспийского моря, а затем плыть либо в северные провинции Арабского халифата, либо, войдя в устье Волги (Итил), подняться вверх по течению к столице Хазарского каганата в город Итиль.
Приведенные сведения наглядно показывают, что жители Южного Урала в период существования Хазарского каганата, т.е. в VII-X веках, имели тесные контакты не только с населением Нижней Волги и Северного Кавказа, но и с Дейлемом и другие провинциями сначала Сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата. Обнаруженные при раскопках городища Уфа-2 сасанидские блюда и другие находки указывают на тесные взаимоотношения, существовавшие издревле между населением Южного Урала и Ближним Востоком.  
З. Аминев: - Да, это так. Все археологические находки у нас один к одному со среднеазиатскими. Но не с Алтаем!

С. Хамидуллин: - Важно отметить еще один момент, на который мало обращают внимание исследователи. В отличие от Ирана, Северной Африки, Средней Азии, где ислам распространялся силой оружия (джихада), население более отдаленных территорий, например, Индонезии приняло его под влиянием арабских купцов и двигавшихся вместе с ними проповедников, т.е. мирным путем. В этом отношении Башкирия не была исключением. Являясь одной из провинций Хазарии, откуда на рынок поставлялись пушнина, осетрина, драгоценные камни, она не могла не интересовать купцов Халифата. К тому же, по сообщению ал-Идриси, на территории Башкирии было несколько городов (Нимджан, Карукия, Гурхан, Кастра, Мастра), а городские центры всегда были точками притяжения для путешественников, торговцев и проповедников.

И. Султанмуратов: - Откуда, по каким путям шли исламские проповедники? Ведь есть широко растиражированное мнение о том, что башкиры приняли ислам из Волжской Булгарии.

З. Аминев: Связь шла через Среднюю Азию. И она была с давних времен. И проникновение ислама к башкирам тоже шло по этому же торговому пути. Башкиры как народ-воин, часто нанимались в качестве военной силы в разные государства Ирана, Средней Азии. И торговля на протяжении веков тоже шла бойкая. Легенды и предания о сахабах фиксировались у башкир уже первыми исследователя в XIX веке. Волжской Булгарии во времена сахабов еще не было. Напротив, булгары пришли в башкирские земли. Казанский археолог Халиков А.Х. пишет, что уже до нашей эры здесь были башкиры, а булгары им были родственниками и потому были приняты.

С. Хамидуллин: Булгары пришли на Волгу самое раннее в конце 8-го века, а в основном все-таки это IX век. Об этом пишет Салмин и другие. Т.е. легенда о сахабах в Волжской Булгарии не более чем вымысел, который сейчас вовсю эксплуатируется, чтобы представить Казань как центр российского ислама.

И. Султанмуратов: - Левашевское захоронение на месте нынешнего содового производства в Стерлитамаке считается раннемусульманским. Что можете сказать по датировке этого памятника и уточняет ли он время начала проникновения ислама на территорию Башкирии

С. Хамидуллин: - В 1945–1950 гг. археологом Р. Ахмеровым, краеведами П. Михайловым и П. Ищериковым проводились раскопки этого могильника, протяженность которого составляла один километр. Погребения осуществлялись по мусульманскому обряду: умершие были захоронены вместе с оружием, сбруей, украшениями и монетами. Самой ранней монетой оказался омейядский дирхем 712 года чеканки. Остальные монеты также относились к VIII веку. Это наводит на мысль, что в дальнейшем данный могильник перестал функционировать. Следовательно, VIII-XIX вв. являются нижним хронологическим рубежом захоронений. Таким образом, можно считать, что ислам на территорию Башкирии пришел задолго до образования самой Волжской Болгарии. Это следствие прямых контактов древних башкир с халифатом.

И. Султанмуратов: Т.е. могильник относится к какому веку?

С. Хамидуллин: Доказано, к VIII веку. К сожалению, были обследованы только несколько могил, остальные были потеряны для науки из-за стройки. Но размеры захоронения доказывают его многопоколенный характер и вполне возможно, что и 7-ом веке там хоронили людей по мусульманским обрядам. У башкир сохранилась апокрифическая традиция, рассказывающая о принятии ислама башкирами непосредственно от сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада, т.е. в 7-ом веке. Вполне возможно, что так все и было.

01193789.jpg


И. Султанмуратов: - Как происходило распространение ислама среди башкир?

С. Хамидуллин: - Через проповедников, которые добирались сюда по тому торговому пути, что я рассказал. Путь был древний, еще со скифов, хорошо известный всему Востоку. С появлением суфизма ислам у нас распространяли суфии.

З. Аминев: - В Волжскую Булгарию они попадали только через башкирские земли. Другого такого короткого и безопасного пути не было. Вверх по Волге не пропускал Хазарский каганат, с которыми булгары поссорились, и где был иудаизм. Оставалась дорога только через нас. Например, в Баймакском районе есть озеро Талкас как раз на этом пути, по-ирански означает «водоем». Есть такой топоним и в Бадахшане. А недалеко в Темясово гора Рапат, что в переводе с арабского «стоянка». Дневной путь составлял 20-25 км. И расстояние между озером Талкас и селом Темяс, где гора Рапат соответствует этому расстоянию, т.е. отдохнув у озера Талкас, караваны шли дальше и попадали в Темяс, где до революции шла бойкая торговля, проводили известные всей России ярмарки.

Башкиры были готовы к принятию ислама. Восприятие происходит только тогда, когда народ находится в состоянии сам придумать нечто подобное. Культура, мировоззрение башкир были на очень высоком уровне и соответствовали догматам ислама, народ готов был воспринять ценности ислама. Известно, что многие народы, в том числе и некоторые арабские племена, пророк обращал в веру силой оружия. Этого не было с башкирами. Башкиры перешли в ислам мирным путем, постепенно, исходя из своих потребностей и интересов.

И. Султанмуратов: - Каковы причины того, что башкиры так рано и добровольно приняли ислам?

З. Аминев: - Башкиры были готовы к принятию ислама. Восприятие происходит только тогда, когда народ находится в состоянии сам придумать нечто подобное. Культура, мировоззрение башкир были на очень высоком уровне и соответствовали догматам ислама, народ готов был воспринять ценности ислама. Известно, что многие народы, в том числе и некоторые арабские племена пророк обращал в веру силой оружия. Этого не было с башкирами. Башкиры перешли в ислам мирным путем, постепенно, исходя из своих потребностей и интересов.

И. Султанмуратов: - Откуда, по каким путям шли исламские проповедники? Ведь есть широко растиражированное мнение о том, что башкиры приняли ислам из Волжской Булгарии.

З. Аминев: - Связь шла через Среднюю Азию. И она была с давних времен. И проникновение ислама к башкирам тоже шло по этому же торговому пути. Башкиры как народ-воин, часто нанимались в качестве военной силы в разные государства Ирана, Средней Азии. И торговля на протяжении веков тоже шла бойкая. Легенды и предания о сахабах фиксировались у башкир уже первыми исследователя в XIX веке. Волжской Булгарии во времена сахабов еще не было. Напротив, булгары пришли в башкирские земли. Казанский археолог Халиков А.Х. пишет, что уже до нашей эры здесь были башкиры, а булгары им были родственниками и потому были приняты.

С. Хамидуллин: Булгары пришли на Волгу самое раннее в конце 8-го века, а в основном все-таки это 9 век. Об этом пишет Салмин и другие. Т.е. легенда о сахабах в Волжской Булгарии не более чем вымысел, который сейчас вовсю эксплуатируется, чтобы представить Казань как центр российского ислама.

Эпос «Урал-батыр» - это тот же самый Коран?

И. Султанмуратов: - Я читал в газете «Республика Башкортостан» ваше интервью под названием «Нашему народу ислам проник уже в VII веке». В нем вы утверждаете, что еще в доисламскую эру у башкир столпом мировоззрения служил эпос «Урал-батыр», в котором есть признаки монотеизма, что и способствовало затем гармоничному принятию ислама. Можете перечислить эти признаки?

З. Аминев: - Эпос «Урал батыр» - это космогонический эпос. А космогония не у всех народов есть. Это описание того, как возникает мир (Донъя). Установлено, что в период господства мифологического мышления космогония и становление социума (этноса) объединены общими сюжетами и зачастую сводятся к этно- и социогонии и наоборот.

Башкирская мифология (как универсальная форма общественного сознания в древнее время) содержит в иносказательной форме, в виде аллегорий древнейший комплекс религиозных, нравственных, эстетических, правовых, воззрений, понятий народа. Все эти представления служили укреплению солидарности этноса, культивировали общественную целостность и подготавливали человека к жизни в обществе, разъясняя бытующие в этом обществе традиции, ценности и нормы поведения.

Коран – тоже можно рассматривать как произведение, содержащее космогонию. Пророк Мухаммад объединил разрозненные племена, и возник единый арабский народ. Им нужна была идеология, ею стал Коран. В «Урал батыре» есть почти все, что есть в Коране. Например, у пророка Мухаммада – четыре халифа. У Урал-батыра тоже четыре последователя (три сына и сын Шульгена), которые завершают его дело. В множестве опубликованных переводов эпоса слово «Аллах» напечатали как «Тенгри», хотя в изначально записанной М. Бурангуловым версии див, который изумился великим деяниям Урал-батыра, заявляет: «Такое может только Аллах 

И. Султанмуратов: В скольких местах встречается слово «Аллах» в эпосе?

З. Аминев: В одном. Т.е. див сначала изумился и принял Урал батыра за Аллаха, т.е. бога-творца, а потом по запаху признал человека. Вообще в башкирской мифологии все земное имеет запах, а небесное – запредельно чистое не имеет запаха. Т.е. понятие единого бога в эпосе было. Теоретики, например, Чистов, Иорданский, считают, что монотеизм возникает не во всемирном масштабе. До этой идеи каждый народ доходит сам и для себя.

С. Хамидуллин: Генотеизм называется.

712_oooo.plus.pngЗакирьян Аминев:
Да! Башкиры уже в древние времена поняли, что бог есть. Вот ибн Фадлан писал, что у башкир множество божеств воды, гор, рек и т.д. Вернее, его перевели так неправильно, в башкирском языке есть слово «эйэ», оно не коим образом не означает божество, это скорее духи местности. На самом деле там имелось в виду, что у башкир есть вера в духов гор, рек, озер и т.д. Как ангелы в исламе. Эти поверье бытует у народа и сейчас. Но тот же ибн Фадлан говорит, что главный бог у башкир - на небесах, которому все подчиняется. Т.е. народ уже был на уровне осознать монотеизм. В двухтомнике «Распространение ислама в Поволжье» описан факт: ибн Фадлану человек по имени Даут ибн Гали еще в Анатолии сообщил, что башкиры хоронят людей по мусульманскому обычаю. Это X век! Просто археологи немного не понимают, когда описывают языческие обряды или вещи в захоронениях. Принятие ислама не произошло в один момент времени, это был длительный процесс.
Эти пережитки древних обрядов можно было наблюдать даже в недавнее время. Например, в 60-х годах прошлого века в Баймакском районе я лично был свидетелем обычая класть одну часть зеркала в могилу, а другую оставить на поверхности, как своего рода телевизор между двумя мирами. Доисламские верования у башкир очень хорошо сохранились до наших дней. С переходом в монотеизм они отошли на периферию, но не пропали, а сосуществовали вместе с чисто исламской атрибутикой. Башкиры приобщились к большому миру ислама, но не забыли свой фольклор и мифы. Они воспринимаются как часть ислама. Такое можно наблюдать и у других народов.

И. Султанмуратов: - Лет десять назад в разговоре с вами, Закирьян Галимьянович, я впервые услышал, что Урал-батыра по многим признакам можно назвать пророком.

З. Аминев: - Философ Б.Спиноза когда-то изрек, что пророк создает свой народ. Думается, он прав. Вспомним Мухаммед пайгамбара, который объединил арабов и вывел их на мировую арену или Чингисхана, который поднял монголов, духу которого они до сих пор молятся.

У башкир Урал батыр устанавливает законы общества. Он создает народ и законы как жить этому народу. В эпосе нет слова «башкиры». Некоторые указывают на это, пытаясь доказать что эпос небашкирский. Но любой древний народ всегда в центре мира (Ер кендеге) ставил себя (в науке это называется этноэгоизм или этноцентризм), естественно, что в эпосе идет речь о башкирах, других не подразумевалось. Первым из водного хаоса создается Урал (Уральские горы) как родина башкир, сам Урал уже собирает народ и дает ему моральные установления. Говорит им: «Будьте людьми!», делайте добро. Много параллелей в эпосе с зороастризмом, первой монотеистической религией. Еще важный признак пророчества – чудеса, великие деяния, что вершит Урал батыр. Каждый его шаг – это и подвиг, и великое чудо, и великое испытание. То есть мы видим, что Урал батыр соответствует сказанному Спинозой мнению, что пророк создает свой народ.

И. Султанмуратов: Пророк – от слова «изрекать, речь», он ведет речь от имени Бога. А почему в эпосе не заметно само присутствие Бога, пророк Урал не вступает с ним в связь, не получает от него ничего?

З. Аминев: К этому вопросу надо подходить пошире. Рассмотрения одного эпоса не хватит. К сожалению, никто не занимается анализом таких вещей. Просто пересказывают и все, из серии пошел туда, сделал то. А почему и для чего, мало кто пытается описать. Идея единого бога есть в башкирском фольклоре, она разбросана в пословицах, сказках,  легендах, преданиях и других жанрах. Собрать и составить цельную картину – задача будущих ученых. Я по мере возможностей этим занимаюсь.

И. Султанмуратов: - Где же истоки эпоса «Урал-батыр»?

З. Аминев: - В эпосе «Урал-батыр» нет ничего тюркского. Челябинский археолог Григорьев, изучивший Синташту и Аркаим, сделал вывод, что люди, жившие там, вышли из Передней Азии и до Урала дошли примерно 10-15 тысяч. Наш регион был долгое время самой северной окраиной древней цивилизации, идущей с Передней Азии. Где-то, начиная с 7-6 тысяч лет назад, четко видна (по археологическим памятникам) территория Исторического Башкортостана. Есть такое понятие «вмещающий ландшафт». У страны башкир по всем источникам видны границы такого ландшафта: Тобол и Иртыш с востока, запад Тюменской области в районе Ирбита, Свердловская область, Пермский край, т.е. Средний Урал, по р. Чусовая, Кама, Волга до Каспия и Приаралья. Тут имелись естественные границы, которые и определили пространство будущей родины башкир.

С. Хамидуллин: - Не даром же, Урал и Арал. Как две параллели. Между ними была единая культурно-хозяйственная область со времен скифов, может и раньше даже.

IMG-20181023-WA0008.jpg


И. Султанмуратов: - В связи с этим вопрос. В 1994 году вышла статья Салавата Галлямова в журнале «Шонкар» под громким названием «Урал-батыру: 4000 лет». А вы каким временем датируете возникновение эпоса?

З. Аминев: - Необходимо понимать, что в эпосе много временных пластов. Например, есть место, где пишется, что Кахкаха собрал всех дивов на Коттау. В иранских языках Кахкаха – Млечный путь, а Коттау - это вершина Полярной звезды. Астрономы давно вычислили, что 12600 лет назад Млечный путь проходил через Полярную звезду, а не как сейчас, и в башкирском эпосе это четко отражено.

С. Хамидуллин: - К тому же Котов находит в эпосе сюжеты, которые имеют параллели с наскальными рисунками в пещере Шульган-таш. Соответственно, это говорит о том, что начало эпоса «Урал-батыр» в каменном веке.

З. Аминев: - Исследователи, например, Березкин, Ершова утверждают, что мифы начинают складываться в палеолит, и даже раньше. И еще: чтобы адекватно понять Урал батыра надо изучать иранский мир. Ничего тюркского там нет, хотя мы, башкиры по языку принадлежим миру тюркскому. Нет никаких археологических подтверждений нашей тесной связи с Алтаем, основной массив археологических параллелей ведут от Урала в Среднюю Азию и оттуда больше в район Передней Азии.

С. Хамидуллин: - Эти ежегодные конференции «Урало-Алтай» только дезориентируют молодых ученых. А если возвратится к хронологии, то нельзя говорить что вот 4000 лет это возраст эпоса. Это был длительный процесс. Заслуга Галлямова в том, что он вызвал интерес к эпосу и он первый заявил об иранских корнях. Но доказать научным языком он не смог.

И. Султанмуратов: - Т.е. вы хотите сказать, что надо изучать Иран, Курдистан и сейчас?

С. Хамидуллин: - Нет не курдов, это западный Иран, они сами иранизированные урарту и даже не народ, а союз племен. Корни надо искать в восточном Иране.

И. Султанмуратов: - Хранителями эпоса «Урал батыр» были сэсэны. С приходом ислама как поменялись их роли? Не стали ли они, в какой-то степени, и мусульманскими проповедниками?

З. Аминев: - Я думаю, что стали. Вот даже Хамит и Габит сэсэны, они же получили религиозное образование.

И. Султанмуратов: - Но ведь остались воспоминания, что Габит сэсэн был диуаной (блаженным)?

З. Аминев: - Не диуаной, а дервишем. У нас в Баймакском районе в советское время, на моей памяти еще, был Шайшариф диуана, его все так называли. Хотя он был суфием. Плохонько и странно одетый, с длинной зеленой палкой, в чапане, на спине мешок и моток аркана (кусок веревки). Я в начале 80-х годов прошлого века случайно услышал, как он себе под нос читал стихи Руми. Я не такой большой знаток восточной поэзии, но в студенческие годы увлекался поэзией Руми, Саади, Хафиза. Поэтому услышав Шайшариф диуану подумал - Вот тебе и диуана!  Мой отец хорошо знал его и говорил о том, что этот Шайшариф очень образованный человек, просто в советском обществе таким не было места. Они становились дервишами.

И. Султанмуратов: В записях ибн Фадлана говорится о том, что башкиры поклоняются животным, птицам. Что вы думаете по этому поводу?

С. Хамидуллин: Это не противоречит тому, о чем мы говорим. Генотеизм, это еще не монотеизм, а переходная стадия к нему. Башкиры могли в качестве тотемов их использовать, но проникновение ислама уже шло среди них. Потом птицы остались в качестве атрибутов родов. Это нормальное явление. Ислам не мог захватить сразу все сферы жизни народа.

З. Аминев: У каждого рода есть дерево, это отголосок древних представлений о Дереве мира. Это не поклонение, а мифология, космогония. Где жили, какое дерево лучше всего знали, то и становилось деревом рода. В тоже время ибн Фадлан встречает в Анатолии мусульманина башкира Даута ибн Гали и тот, говорит ему что башкиры хоронят по мусульманским канонам. Т.е. надо понимать, что впервые приезжает араб, человек другого климата, страны, культуры и впервые видит башкир, причем не всех, а только кого повстречает. Нельзя слишком буквально понимать все, что он написал о них. Субъективизм в его записках присутствует, он был чужой здесь, был напуган близостью воинственных башкир. Даже сейчас мусульмане из других стран пытаются нам внедрять свои представления об исламе, а башкиры сопротивляются. Это нормально!

И. Султанмуратов: - Я не встречал четких проявлений ислама в башкирском фольклоре. Чем это можно объяснить?

З. Аминев: - Исламскими ценностями пропитан наш фольклор, он сильно похож на фольклор среднеазиатских народов. Нигде открыто не говорится, но они есть. Тот же Шульган - это башкирский Иблис, в его уме только разрушение и порабощение. С самого начала эпоса идет утверждение ценностей, которые дальше найдут свое развитие и в исламе. Первое: когда Урал послушался отца и не нарушил обычай (йола), остался человеком, а Шульган преступил и был проклят, стал своего рода Иблисом. В Коране слово отца - это слово Аллаха, обычай отцов – это соблюдение требований ислама. Второе: Урал батыр изначально борется с соблазном (нафсом). Самое большое искушение это в конце эпоса – искушение вечной жизнью. Он отвергает его, сам погибает, но создает и оставляет после себя цветущую землю и народ, который он научил правилам праведной жизни. Самая большая победа Урала это победа над самим собой, своим нафсом. Об этом говорится и в Коране. Эта жизнь ограничена, бренна. Урал растворяется в том, что создал, так же как в исламе человек возвращается к тому, кто его породил. Когда Урал батыр умирает, он светится от света (нура), т.е. становится вечным в том мире, отказавшись от вечной жизни в бренном мире.

И. Султанмуратов: Подытоживая нашу беседу, что скажете?

З. Аминев: - Действительно, можно сказать, что Урал батыр – это пророк, отправленный нашему народу. То, чему он научил свой народ, в более позднее время нашло полное соответствие с написанным в Коране. Этим и объясняется мирный гармоничный характер принятия ислама башкирами, суфийский характер традиционного ислама башкир, стойкая борьба с попытками христианизации в своей истории.

Зарождение религии связывают с ситуацией эмоционального стресса, а следовательно, с тупиковыми ситуациями в жизни общности, когда становится очевидно, что существующий опыт не помогает разрешить противоречие. Если экстраполировать эту мысль на ситуацию с принятием башкирами ислама, то необходимо отметить, что башкиры VII-X вв. сформировались как этнос, сложились как полноценный, устойчиво развивающийся народ, имеющий политический вес среди своих соседей и ему нужна была новая идеология, устраивающая все составляющие данный народ рода… Народ нуждался в упрочении единства, в едином мировоззрении, основой которого стал ислам.

С. Хамидуллин: - Чтобы закрепить, скажу два основных вывода:

  • По данным археологии и нумизматики, последователи ислама появились на территории Южного Урала не позднее VIII века, что не исключает и более раннего проникновения мусульманских проповедников, в том числе сахабов.
  • Легенда о пребывании сахабов в Волжской Болгарии не соответствует действительности, поскольку в VII веке ее попросту не существовало. В тоже время в башкирском фольклоре широко представлена апокрифичная традиция о пришедших сахабах. А данные археологии показывают, что сделать это они могли только по так называемому пути «из башкир в хазары». Проникновение ислама шло с юга по древним торговым пути по р. Урал (Яик). Необходимо донести это до людей, сегодняшняя наша беседа, надеюсь, послужит этому.

Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Источник: proufu.ru

0
0
История, Культура, еще 6
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей