Русское село в Башкортостане. Традиции и обычаи сквозь время

16 ноября 2017, 07:12
Башкортостан – уникальная республика, которая, наряду с современной культурой, бережно хранит традиции своего многонационального народа. На сегодняшний день в регионе проживает более 100 национальностей. Наиболее многочисленные из них: русские – 36,1%, башкиры – 29,5%, татары – 25,4%, чуваши – 2,7%, марийцы – 2,6%, украинцы – 1%, представители других национальностей – 2,7%. В связи с таким разнообразием культур у нас всегда стараются уделить должное внимание всем в целом и каждому в отдельности. Никого не удивишь, когда с широким размахом проводятся такие праздники, как Науруз-байрам, Масленица или Пасха.

Редакция ИСТОЧНИК продолжает ставшую уже традиционной рубрику о жизни народов Башкортостана. На этот раз мы решили рассказать о традициях и обычаях русских на примере села Надеждино Белебеевского района. Именно здесь по старинке продолжают отмечать народные праздники, верят в многочисленные приметы и предания. 

Русское село в Башкортостане. Традиции и обычаи сквозь время

Преданья старины глубокой

Село Надеждино – родовая вотчина семьи Аксаковых. Отставной майор Михаил Куроедов – муж богатой двоюродной тети русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова – где-то в 70-х годах XVIII века в Уфимском наместничестве «купил у башкирцев по урочищам примерно более 20 тыс. чернозему...», перевез сюда крепостных крестьян из Симбирской губернии и основал деревню, назвав ее именем своей жены Надежды. Еще тогда Михаил Куроедов отстроил здесь каменную церковь и усадебный дом. По обнаруженным документам, за их семьей числились 29 дворовых и 520 крестьян мужского пола, или 141 семья. После смерти Надежды Аксаковой село и имение переданы по наследству отцу писателя.

В этом селе Сергей Аксаков с женой и детьми прожил около пяти лет. После смерти Сергея Тимофеевича имение унаследовал его сын, который поделил наследство между сыном и дочкой. Ольга была любимой внучкой писателя, ей он посвятил «Детские годы Багрова-внука». Она пыталась продлить жизнь усадьбы как могла и свято хранила память и весь архив семьи Аксаковых. На принадлежавших ей землях за железной дорогой открыла кумысолечебницу для туберкулезных больных. Ныне это санаторий имени С. Т. Аксакова.

QiWPneOuO9w.jpg

Дом-музей писателя С. Т. Аксакова  

Во времена русского писателя в селе действовала водяная мельница, которая молола зерно на муку, кузница, процветало гончарное дело, валяли валенки, были свои мастеровые, которые строили дома и делали мебель для сельчан (род Петровых и Савиновых). Люди пекли хлеб и пироги на продажу, так как по селу проходила дорога на Белебей. В селе действовала церковно-приходская школа с хором до 100 человек. Организовал его настоятель храма Надеждин, которого с большой теплотой вспоминали старожилы. В 1879 году при храме было открыто церковно-приходское училище. Церковь действовала до 30-х годов XX века. Затем ее закрыли и отдали под зернохранилище.

В 70-х годах склад ликвидировали, и здание церкви, оказавшееся бесхозным, постепенно разрушалось. К 200-летию Аксакова республиканское правительство восстановило храм.

В селе отмечали Рождество, Пасху, Красную горку, Троицу, Дмитриевскую субботу, Кузьминки, Покров – в основном православные праздники. Родственники собирались группами, готовили много еды (мясо, сало, пироги, булки, яйца) и ходили друг к другу в гости. Помимо церковных праздников, отмечались и народные: Святки, Масленица, Иван Купала, «Капустница».

Когда мы были молодыми

Старожил села Нина Самсонова с улыбкой на устах вспоминает свои детские годы. Ветеран Великой Отечественной войны, которой скоро исполняется 90 лет, помнит себя с трех лет. Она рассказывает, что люди хоть и жили бедно, но были очень дружными. С дворовыми ребятами по домам ходили, где им давали пироги, хлеб и очень редко конфеты.

Пасху, как Бога, ждешь. Тогда ведь не то что сладостей, но и еды не было. Однако для Пасхи люди берегли все самое лучшее. 

Однажды на праздник мне купили платье и ботинки. Утром мама сварила яйца. Поели, покрестились, и я вышла на улицу к подруге. Мы играли, а потом она специально затащила меня в лужу. Стояла и рыдала в грязном платье. Мама, увидев это, позвала домой и выпорола меня. Потом весь праздник я просидела на печке, – со смехом рассказывает бабушка Нина. 

Вера в Бога была непоколебимой. Всем селом ходили в церковь на службу. Бабушка рассказала нам о настоящем чуде. Как ей поведала мама, после рождения четверых сыновей она пошла в церковь просить дочку у Иисуса. Во время молитвы женщина почувствовала какое-то тепло внизу живота. Вскоре после этого пятым ребенком на свет появилась девочка. Так и росла Нина единственной девочкой среди семи братьев.

DSC_6872.JPG

Бабушка Нина в воротничке, который еще в молодости связала

– Помню все, как будто вчера было: как с подругой у соседей морковку воровали ради забавы, как свечку ставила и молилась. Слишком быстро летит время. Когда повзрослела, на Святки излюбленным занятием были гадания на суженого. В полумраке с зеркалами хотели увидеть своего будущего мужа. Хотя сами очень боялись, но интерес брал верх. Или же бросали валенок через ворота. Во время одного из таких гаданий моя подруга так и не смогла найти валенок, – рассказывает Нина Самсонова. – А потом советская власть запретила отмечать православные праздники. Церковь разрушили, но мы все-таки умудрялись не пропускать ни одного торжества. 

Тихими вечерами деревенские девушки собирались за ручной работой. Пели песни, делились секретами. Кружевные салфетки, воротнички, вышитые скатерти и шторы все так же бережно хранятся в доме у Нины Самсоновой. 

Национальная культура – связь поколений

Сегодня село Надеждино переживает свое второе рождение. Оно строится, появились новые улицы. Здесь 227 дворов, где числится более 600 человек. Помимо русского населения, единой семьей, в мире и согласии здесь проживают башкиры, татары, чуваши, марийцы, удмурты, украинцы и мордва. Их досуг обеспечивает Аксаковский историко-культурный центр, где стараются проводить все традиционные народные праздники. 

H2s-ubBnnuQ.jpg

Жители села с большим удовольствием принимают участие во всех праздниках 

Каждый год после уборки льна в селе отмечают день Святой Параскевы Пятницы. По преданию, христианская мученица считается покровительницей семьи и брака. Поэтому в этот день девушки в своих молитвах задавали вопрос о том, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помощи в этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». Говорят, если творить ее с верой и открытым сердцем, Параскева непременно дарует хорошего мужа.


К счастью, мне удалось поучаствовать в этом прекрасном православном празднике, который проходил в Доме ремесел. Когда я приехала, жительницы села были уже здесь. Пока бабушки и мамы рассказывали младшему поколению тонкости знаменательного дня, сотрудницы готовились встречать гостей со всей республики. В этот день (после форума, проходившего в Белебее) к ним приехали 40 инженеров. Большинство из них – мужчины. Поэтому в центре очень волновались, ведь праздник подразумевал исключительно женские «посиделки» за душевными разговорами и мелкой ручной работой.

Гостей встречали в народных русских костюмах с песнями и шутливыми загадками. Затем их провели в актовый зал, где подробно рассказали об искусстве изготовления льна. Эта работа, которая возлагалась на хрупкие женские плечи, была очень сложной и трудоемкой: лен выдергивали руками, чтобы сохранить длину стебля, затем его мяли, трепали, замачивали и прочесывали гребнями. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам. При этом приговаривали: «Щетью чешет всегда сама мать». Оказывается, в этот день на Руси устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Девушки старались продемонстрировать свои умения женихам и будущим свекровям. 

RsU6QcOS0hw.jpg Гостям представили все орудия прядения. Наглядно показали, как именно в старину женщины искусно вытягивали одной рукой нить, а второй крутили веретено. Со стороны процесс казался очень простым, но сильная половина гостей так и не смогла равномерно закрутить нить. Но никто не расстроился, потому что всех закрутили в традиционный хоровод «Золотые ворота». Мужчины, забыв свой возраст и статус, вместе с детьми позабавились, распевая веселые песни. 

Потом были организованы мастер-классы. Каждый мог выбрать себе занятие по вкусу. Одна группа мужчин с серьезным видом принялась делать бусы из войлока. Этот кружок в Доме ремесел открылся недавно. Детям данный вид рукоделия малоизвестен, поэтому они с большим интересом занимаются в кружке. На этот раз за дело принялись грубые руки, не приспособленные к такой мелкой работе. Но с большим усердием они старались аккуратно скатывать войлочные шарики. Мужчины советовались у мастера, переделывали, начинали заново, что-то подглядывали друг у друга. По словам руководителя центра Елены Лебедевой, столь серьезный подход к ручной работе даже не всем представительницам женского пола присущ. 

– Искусство валяния – это возможность реализации самых невероятных идей, возможность самовыражения и свободы творчества. Все мужчины – большие молодцы. Никто не отказался от работы. Всем было интересно. Со стороны за ними наблюдать было очень забавно, – отмечает методист Национального музея РБ семьи Аксаковых Юлия Заляева.

Куклы на счастье и удачу

Святая Параскева была помощницей в женских делах и заботах. Поэтому на мастер-классе для женщин было предложено попробовать сделать славянские куклы-обереги. История их возникновения уходит корнями в Древнюю Русь, где они создавались из обычных лоскутков, которые скручивали и обматывали нитками. Славянские обереги были безликими, неодушевленными. Поэтому считалось, что они недоступны для вселения злых, недобрых сил, а значит, и безвредны для человека. 

IMG_7442.JPG В этот день из разноцветных ниток и тряпок гостьи принялись шить маленькие куклы, вкладывая в них большой смысл. В талисманы вшивали целебные травы, листок бумаги с молитвой от болезней, дурного взгляда и неприятностей. Те, кто постоянно находится в пути, смастерили куклу-подорожницу. Именно они должны оберегать от любых дорожных бед.

– В древности были дни, когда делать определенные куклы можно были и когда нельзя. Это было обязательно для соблюдения. Существовали куклы игровые, обереги и обрядовые. Например, кукла-Пасха или кукла на Вербное воскресенье. Были обереги для защиты взаимоотношений между детьми и родителями. А когда женщина не могла иметь детей, в доме ставили куклу с ребенком на руках. Говорят, что после этого в семье рождались дети, – рассказывает руководитель Аксаковского историко-культурного центра Елена Лебедева. – Кукла-Травница – хранительница семейного очага. Вешали ее над входной дверью, чтобы болезнь не просочилась в дом. Сегодня обереги делаются больше для дизайна и не несут такой смысловой нагрузки.

Женщины скрупулезно делали свои обереги, попутно слушая советы мастеров. Вечер подходил к концу, а многие не успевали доделать свои работы. 

Пока мы не получим на руки свои куклы, никто домой не поедет, – всерьез заявили женщины.

Надеждино с надеждой на будущее

В Доме ремесел работа кипела. Все с большим энтузиазмом участвовали во всех играх и конкурсах. В классе народного мастерства желающие смогли научиться приемам хохломской росписи. Именно здесь работает талантливый художник, член Международного московского фонда художников Александр Шарабаров. С его приходом ребята села Надеждино начали тянуться к изобразительному искусству. Дети постигают азы мезенской, дымковской, гжельской, городецкой и хохломской росписи.

DSC00989.JPG

Национальные традиции – это национальная память народа. Благодаря им человек может ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. В Доме ремесел в этот день царила гармония внутреннего и внешнего миров человека. Все свои ручные работы гости увезли с собой в качестве подарка. Но самое главное – они получили мощную энергетическую зарядку.

Аксаковский историко-культурный центр своей главной задачей считает сохранение культуры, языка и традиций народа. Поэтому здесь стараются сберечь и возродить традиционные формы жизнедеятельности местного населения, промыслов, обрядов, фольклора, организовать инфраструктуру для культурного туризма. С этой целью сотрудниками ведется большая культурно-массовая и просветительская работа. Проводятся различные выставки, музыкально-поэтические вечера: «Аксаковская элегия», «Лирика русской души», «Ландышевый снег».

В селе Надеждино проводятся такие значимые культурно-массовые мероприятия, как Международные Аксаковские праздники, праздник «Малиновый звон колоколов», посвященный Дням славянской письменности и культуры. Каждый год люди с удовольствием собираются на Ильин день, Яблочный Спас, капустные вечерки, Рождественские колядки и другие. Здесь также проводятся традиционные русские свадьбы, где гостей принято встречать с хлебом и солью. Невеста с коромыслом несет ведра с водой, потом угощает ею всех прибывших гостей. А жених должен наколоть дрова и тем самым показать свою силу богатырскую. Потом молодоженам предлагают распилить бревно, чтобы в семейной жизни они друг друга не «пилили». Говорят, что пары с особой радостью приступают к делу. Все празднество сопровождается песнями, плясками, частушками. 

IMG_5769.JPG

Такие праздники помогают лучше узнать культуру, язык русского народа, населяющего Белебеевский район и Республику Башкортостан. Они показывают, что живы русские песни в душе народа, живы и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Источник: proufu.ru

0
0
Культура, Религия, еще 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей