Дорожные проекты Башкирии пока больше писаны вилами по воде

3 октября 2017, 15:03

В списке крупных проектов республики, которые должны стать частью ее инвестиционной визитной карточки, несколько последних лет фигурируют три большие дорожные стройки: Восточный выезд через тоннель на трассу М-5, платная автодорога Стерлитамак – Кага – Магнитогорск и участок международной автодороги Европа – Западный Китай. Сегодня представительная группа чиновников и бизнесменов во главе с председателем Госкомтранса РБ Тимуром Мухаметьяновым рассказала журналистам о реализации этих проектов. Но начало их воплощения в жизнь стартует в лучшем случае лишь в следующем году, а дальнейшие перспективы зависят от многих «если».

Дорожные проекты Башкирии пока больше писаны вилами по водеРадует, что Госкомтранс РБ в лице Тимура Мухаметьянова замахивается на далекий горизонт планирования. Остается только работать.

Цена вопроса

Еще год назад проект соединения трасс М-7 и М-5 через въезд в город по Затонскому мосту, а затем выезд через тоннель и мост через реку Уфимку вызвал критику заместителя министра строительства России и выходца из республики Хамита Мавлиярова. Его жесткая риторика о том, кто же додумался пускать автомобильный поток через сердце города, была очень болезненно воспринята лично главой РБ Рустэмом Хамитовым. Башкирские чиновники поспешили тогда дать дежурные ответы на реплику федерального коллеги, однако даже сейчас вопросы по этому проекту так и не находят предметных и конкретных ответов.

– Срок концессионного соглашения рассчитан на 25 лет, строительство продлится 4 года. Стоимость чуть менее 35 млрд рублей. 20 млрд – это федеральные средства, в том числе «Росавтодора», 4,5 млрд – средства Республики Башкортостан. Мы надеемся получить данную сумму в качестве кредита у банка развития БРИКС. 10 млрд изыскивает концессионер, – рассказал председатель Госкомтранса РБ.

Алексей Самсонов, представитель банка группы «ВТБ», выступившей в качестве концессионера, был немногословен, говоря о горизонте окупаемости проекта для них и сведя ответ к тому, что они представляют банк с госучастием и готовы участвовать в решение государственных задач. А Тимур Мухаметьянов объяснил, что плата за проезд будет идти в казну республики, а уже потом перечисляться в качестве платы концеденту. То есть примерно с 2022 по 2034 годы из дорожного фонда республики концессионер будет получать от 1,5 до 2,5 млрд рублей.

Грузовики в небе

Но за вопросом о деньгах скрываются и два момента, которые волнуют уфимцев гораздо больше. Если стоимость проезда будет от 150 до 300 рублей, то для реальной окупаемости необходимо пускать транзитный транспорт. Понятно, что проезд грузовиков для казны будет выгоднее. И мы возвращаемся к тому, что в город ринутся транзитные большегрузы. Участники встречи старательно пытались уйти от прямого ответа, будет ли разрешен въезд с Затонского моста грузовых фур. Рустэм Хамитов год назад заявил, что нет. Но его заявления – это одно, а экономические реалии – другое. Повторимся, что четкого ответа не прозвучало.

Тоннель и новый мост через Уфимку, а также подъезд к ним со стороны улицы Бессонова не раз презентовались в качестве эскизных проектов. А как же будет обстоять дело с въездом в город с Затонского моста? Мы даже согласимся с городскими чиновниками, что участок улицы Галле (между Зорге и проспектом Октября) значительно расширен до 12 полос. Но это мало спасает участок от моста до Южного автовокзала с кольцевым движением. Там и на внутригородском трафике движение не внушает скоростного оптимизма. Еще перед встречей с дорожниками журналисты вспомнили фантастический проект с воздушными путепроводами и двухъярусным движением. Но сегодня ответственные лица уверенно заявляют, что проект будет одноплоскостной. После этого мы с коллегами испуганно переглянулись – никто из нас не пожелал родному городу судьбу транзитной точки между двумя федеральными трассами. Но чиновники сами успокоили журналистов, сказав, что 35 млрд рублей – это стоимость проекта только по тоннелю, мосту через реку Уфимку и дороге до М-5. Значит, никто в реальности – со всеми расчетами по затратам и экономике – и не думает о въездном участке.

И все же нам остается непонятным, кто и перед кем лукавит. Если не будет транзитного трафика, то сборов за платный проезд только лишь с уфимцев будет недостаточно. Но соглашение уже подпишут, так что платить за этот платный участок придется из дорожного фонда, то бишь бюджета. Он уже со следующего года будет сокращаться. Например, в этом году 16,7 млрд, а на следующий уже менее 14 млрд рублей. И если отсюда брать ежегодно до 2,5 млрд, то получится, что за платную дорогу будет платить вся республика ежегодно много лет. Если мы ошибаемся в своем негативном прогнозе, то Башкирия лукавит перед партнерами по концессии.

235914884_90200_9397023148695223706.jpg

Гладко на бумаге, да глубоки овраги

Тормознули антимонопольщики

Чиновники Башкирии еще ни разу не смогли доходчиво объяснить целесообразность строительства дороги Стерлитамак – Кага – Магнитогорск (280 км) с платным участком протяженностью 70 км. Зато об обязательстве Республики Башкортостан построить данную дорожную артерию говорится отдельным пунктом в инвестиционном соглашении по строительству завода «Кроношпан» под Уфой. Стоимость ее предполагается в размере 12,5 млрд рублей. 8 млрд будут государственными, остальные внесет концессионер. По условиям контракта, в первые шесть лет концессионер обязан построить дорогу, чтобы в последующие девять лет ее эксплуатировать. Республика перечислит инвестору свою часть затрат, а сама компания заработает на эксплуатации объекта около 9,7 млрд рублей.

В начале лета Арбитражный суд Москвы отметил, что закон о концессионных соглашениях не допускает финансирования создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, полностью за счет бюджета. Между тем, как следует из материалов дела, ФАС России было установлено, что Конкурсной документацией предусмотрено возмещение затрат концессионера на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессионного соглашения в полном объеме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При таком варианте финансирования строительства объекта концессионного соглашения фактически стирается грань между концессионным соглашением и государственным контрактом, вместе с тем выбор концессионера происходит без соблюдения обязательных для госзакупки требований. Таким образом, Арбитражный суд Москвы отказал в совместной жалобе Госкомитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству и концессионеру ООО «Башкирдорстрой» («дочка» «Дортрансстроя») к Федеральной антимонопольной службе РФ. Тимур Мухаметьянов заверил журналистов, что работа над проектом продолжится, но этот спор до сих пор находится в судебной плоскости, и конец данной тяжбы неочевиден. Кстати, споры в ФАС, арбитражах, а также название компаний-участников и закрепили за этим проектом реноме скандального.

А вот с перспективами проекта строительства башкирского участка трассы Европа – Западный Китай еще меньше ясности. На международном уровне есть лишь наброски дороги, которая должна пройти от Санкт-Петербурга до Казани, а затем до Оренбурга с выходом на Казахстан. Все детали по стране – это уже, как выразился Тимур Мухаметьянов, наше домашнее задание. В интересах нашей республики завести какой-то участок международной магистрали в наш регион. Но с учетом стоимости проекта вопрос будет решаться на высшем федеральном уровне. А федералам пока хватает своих проблем со строительством Керченского моста и обновлением дорожной инфраструктуры Калининградской области. Дорога будет иметь 1-ю категорию и должна стать образцовой. Поэтому сложно сейчас говорить о ее стоимости, в том числе и нашего участка. Поэтому строительство этой международной трассы на территории Башкирии пока лишь является благими планами наших дорожников.

Подводя итог, приходится констатировать, что все наши громкие проекты в основном лежат в части эскизного проектирования и благих намерений, а не подписанных и реализуемых инвестиционных соглашений. Во всех случаях звучит понятие «государственно-частное партнерство». Очень бы хотелось, чтобы такое партнерство принесло реальную пользу региону, а не загоняло его в долги. И все же радует, что Госкомтранс РБ в лице Тимура Мухаметьянова замахивается на далекий горизонт планирования. Остается только работать.

Источник: proufu.ru

0
0
Строительство, Транспорт, еще 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей