«Ваш заказ готов, приходите к нам еще!»: 80% госконтрактов в России достались 5% поставщиков

29 сентября 2017, 09:21
Эксперты Центра стратегических разработок провели исследование рынка госзаказа в субъектах РФ. Отчет получился крайне неутешительным: высокая степень децентрализации, а также доминирование узкого круга участников делают нынешнюю систему торгов крайне неэффективной и склонной к картельным сговорам. «Ваш заказ готов, приходите к нам еще!»: 80% госконтрактов в России достались 5% поставщиковФото: lumen2b.ru

В последние годы проблемная ситуация на рынке госзаказа в регионах становится всё более заметной . «Доля крупных поставщиков, получивших подавляющее число госконтрактов, варьируется в зависимости от региона: от 2,05% в московском регионе до 12,86% в Северной Осетии», - говорится в отчете. Средняя же «температура по больнице» показывает, что более 80% стоимости контрактов консолидированы у крайне незначительного (4-5% всех участников) числа компаний. Такая ситуация опасна высокой вероятностью картельных сговоров крупнейших игроков рынка. Отсутствие серьезной конкурентной среды позволяет диктовать свои условия, выставляя ценник на исполнение контракта выше среднерыночного и выдавливая более мелких конкурентов.

Если же посмотреть на показатель, характеризующий число контрактов, заключенных по итогам несостоявшихся торгов, то вырисовывается совсем уж печальная картина. Несостоявшиеся торги, т.е. торги, на которые представил заявку лишь один участник, являются важным индикатором нынешнего состояния рынка госзаказа. Система торгов в России призвана повысить конкуренцию и дать возможность даже мелким игрокам (инновационным стартапам, мелкому и среднему бизнесу) получать солидные контракты. 

Сегодня же доля несостоявшихся торгов составляет в среднем по России 34% от всех госконтрактов. В Башкирии ситуация и того хуже: в 2016 году около половины контрактов заключено по итогам несостоявшихся торгов.

«Для существующих крупных частных компаний рынок госзаказа в большинстве случаев не интересен. Причина тому выдвигаемые госсектором финансовые условия: постоплата, отсрочка и частая задержка платежей за уже оказанные услуги. У бизнеса нет особой мотивации работать с госсектором», - комментирует сложившуюся ситуацию Альмира Нагимова, Институт стратегических исследований Республики Башкортостан.

На деле же, благодаря децентрализованности и низкому влиянию федерального центра (по итогам 2016 года, было заключено правительственных контрактов на общую сумму 8,2 млрд. руб., что составляет всего лишь 0,15% от всех контрактов) , экосистема региональных рынков торгов подстраивается под местные негласные порядки и законы. А они в большинстве регионов, как видно из отчета исследования, работают по схеме «компания-монополист получила контракт и раздала дочерним компаниям», причем эти «дочки» далеко не всегда имеют должную компетенцию, технологическую и материальную базы для реализации контракта. Все остальные же получают крохи.

«Одна из проблем – недоверие государственных заказчиков к участникам рынка, – говорит консультант по развитию Иван Огнев. – В результате они стремятся снизить риски того, что на торгах победит неизвестный участник, и устанавливают такую систему критериев оценки заявок и предъявляют такие сложные требования в конкурсной документации, что конкуренция становится ниже, чем могла бы быть»

При этом на малый и средний бизнес и так оказывается чрезмерное давление. Этот сектор рынка уже очень давно считается проблемным, однако все нормативные акты, направленные на улучшение ситуации, лишь её усугубляют. В частности, с недавнего времени для малого бизнеса была ускорена процедура получения кредитов, но условия получения этих кредитов вновь ужесточились. В итоге вышло только хуже – стало ещё сложнее привлекать средства на долгосрочное развитие, столь необходимые бизнесу.

«Средний и малый бизнес находится под жестким регуляторным бременем, подвергается постоянным проверкам и является самой богатой питательной почвой для коррупции региональных чиновников и силовиков. А для микропредприятий встраивание в систему госзакупок – зачастую дело сложное и накладное, как в силу громоздкости самой системы, так и необходимости держать в штате специалиста по закупкам»,- добавляет Иван Огнев.

Поэтому сегодня ситуация на рынке складывается таким образом, что крупные компании, имеющие хорошую отчетность и множество источников привлечения ресурсов, заключают госконтракты на безконкурентной основе.

С другой стороны, при соблюдении определенных базовых условий: приемлемая цена контрактов и высокая компетентность исполнителей – система может работать и в нынешнем, крайне концентрированном, виде. Но очевидно, что в нынешних реалиях эти условия соблюдаются очень редко.

Вот и получается, что структура рынка госзаказа, направленная на формирование конкурентной среды, превратилась в систему квази-торгов, жутко формализованную и обесцененную. Решить проблему можно только путем кардинального пересмотра процесса конкурсного контрактирования. Как говорится, «эта система сломалась, несите новую».

Материал подготовил Сергей Маричев

Источник: proufu.ru

0
0
Экономика
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей