Общественно опасная: как живут девочки в спецучилище для трудных подростков в Башкирии

26 сентября 2017, 14:47
Общественно опасная: как живут девочки в спецучилище для трудных подростков в Башкирии Фотографии Вадима Брайдова

Большинство девочек в спецучилище для трудных подростков мечтают стать танцовщицами, парикмахерами, мастерами маникюра и даже педагогами. Самая популярная будущая профессия – продавец. За плечами каждого ребенка непростое прошлое. И как признаются педагоги, если не помочь их подопечным сейчас, дальше может быть только хуже. Корреспонденты ИСТОЧНИК побывали в специальном учебно-воспитательном учреждении для обучающихся с девиантным (общественно опасным поведением) закрытого типа.

Клеймо

Всего в училище сейчас находятся 52 воспитанницы со всей России, из них 20 девочек признаны умственно отсталыми. Основная масса попадает сюда из-за краж и побоев, но встречаются и более тяжелые нарушения. По подсчетам педагогов, в настоящий момент здесь можно найти в общей сложности 15-20 разных статей уголовного кодекса. «У нас тут полный набор», – заметила одна из преподавателей.

BRAV8331.jpg


По рассказам учителей, девочек стараются не отправлять в училище до последнего. Большинство судей считает, что здесь практически то же самое, что и в колониях. Прежде чем ребенок попадает сюда, с ним проводят профилактические беседы, ставят на учет, работают с психологами, и если после этого результатов нет, отправляют в закрытое воспитательное учреждение.

У Ишимбайского спецучилища в отличие от школы в Серафимовке нет проблем с финансированием. Заведение находится на федеральном балансе. Здесь другой бюджет и другие проблемы. Однако есть и общие заботы. И главный вопрос – что происходит с детьми после того, как они выходят за пределы территории.

– Сможет ли ребенок жить достойно дальше, зависит от того, куда он возвращается. Мы обязаны вернуть его туда, откуда его привезли. Если девочка из более-менее благополучной семьи, у нее больше шансов, что все будет нормально. У нас есть одна воспитанница, которая вернулась к пьющим родителям в комнату в общежитии. Там пьют, дерутся, попрекают куском хлеба. Пока ребенок держится, и мы надеемся, что так будет и дольше. Огромный минус в том, что некоторые учреждения не хотят брать наших детей, особенно если видят запись «девиантный». Они отказываются и стараются разными путями делать так, чтобы отчислить  ребенка. Например, у нас есть девочка, которая поступила в техникум. У нее очень хороший балл в аттестате, но ее буквально выдавливают. Как? Они ее не берут, пока мы не вышлем еще одну характеристику. Характеристика может идти неделями, так как ребенок из другого региона. Все это время ее не пускают на учебу, а потом отчисляют за непосещаемость. Доказывать что-то бесполезно. И знаете, видимо, сами товарищи министры не понимают значение слова «девиантный». Они добавили в 2012 году к нашему названию приставку «общественно опасный». Сколько мы с этим боролись, сколько писали, дошли вплоть до президента РФ. Нам все-таки пошли на встречу и в выпускных документах разрешили не писать название учреждения, а использовать только печать. Зачем тогда вообще нужны наши учреждения, если на ребенке после них будет стоять такое клеймо, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рима Степучева.

BRAV8366.jpg


По словам педагога, раньше существовало постинтернатное сопровождение, жизни детей отслеживались. Сейчас же исчезло и само понятие, и работа. Остался только человеческий фактор и единицы специалистов, которые как-то пытаются повлиять на судьбы девчат.

– Мы буквально уговариваем зачислить наших детей, хотя по закону они обязаны принимать. Ты ее еще не знаешь, она еще не начала учиться, а уже предвзято относишься. Как она должна довериться этому миру, если постоянно чувствует к себе подобное отношение, – подытоживает Рима Степучева.

Волчата

Воспитанницы училища – девочки от 11 до 18 лет. По закону они могут отбывать наказание только три года. А дальше многие остаются здесь по своему желанию. Почти у всех никогда не было мотивации к учебе, а тут они раскрываются и становятся довольно успешными ученицами, проявляют творческий потенциал.

BRAV8515.jpg

– Я попала сюда случайно, – продолжает рассказ заместитель директора, – Сначала боялась, а потом пришла и влюбилась. Мне не было страшно, я их жалела, а потом уже поняла, что жалеть нельзя. Им надо помогать, а не жалеть. У девочек изломанное детство. Они часто живут в ужасных условиях и впервые только у нас видят чистую постель. Многие поступают к нам затюканные жизнью, инспекторами, семьей. Мы пытаемся вытащить их из этого состояния, воспитать настоящих девушек. Мы очень аккуратно занимаемся вопросом полового воспитания. Хотя они знают многое, гораздо больше нас всех вместе взятых. Часто собственные родители подкладывали их под мужика за бутылку.

Пока мы бродили по коридору, ко мне подошла одна из девочек. Кристине 17 лет, она из Кемеровской области. Свой разговор начала с того, что показала свой дневник. А потом рассказала, что очень любит писать стихи, прочитала свой самый любимый – про папу, с которым у нее всегда были плохие отношения. После этого Рима Степучева рассказала, что многим детям очень помогает творчество.

– У нас есть очень тяжелая девочка в результате ее действия погиб человек. Она вообще не поддавалась воспитанию, не реагировала на общение, а сейчас изменилась, перестала быть волчонком. Мужчина, на которого она напала вместе с другими подростками, после происшествия был доставлен в больницу с многочисленными ожогами и вскоре скончался. Мы помогали Алене раскрыться через занятия с поделками. Она очень любит шить народных кукол, недавно у девочки получилась целая семья самодельных зайчат, – поделилась замдиректора.

Любимое занятие детей – рисование, поделки, а еще танцы и пение. Не последнее место у девочек занимает строительная мастерская. По словам педагога, чтобы попасть на эти занятия, дети буквально выстраиваются в очередь.

– Мы стараемся привить женское начало, они итак бандитки. Многие не умеют готовить, общаться с людьми. А еще их никогда в жизни никто не слушал. Здесь у девочек появляется возможность выговориться. Мы отвечаем им так, чтобы ребенок понял, что он очень важен. Они искалеченные жизнью существа. Здесь им дается возможность прожить ту детскую жизнь, которой никогда не было дома. Каждый ребенок – это целый мир и наша задача открыть его заново, не поранив и не задев детскую душу, – уверен педагог. 

Источник: proufu.ru

0
0
Образование, Происшествия / Криминал
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей