Республика Саха глазами уфимки: сваи-призраки, ураза в белые ночи и рекорд Гиннеса

30 августа 2017, 08:02

Сегодня в гостях у нашей редакции – кинорежиссер, художник и общественный деятель Тансулпан Буракаева. Этим летом она исполнила свою мечту – не просто побывать на родине самого северного из тюркских народов, но и принять участие на  главном празднике народа Саха - Ысыах. Ее интересный рассказ еще раз подтверждает, насколько мало мы знаем о своей огромной стране и населяющих его народах. И что удивительные открытия можно сделать, не уезжая в далекие экзотические страны…

Республика Саха глазами уфимки: сваи-призраки, ураза в белые ночи и рекорд ГиннесаФото П. Карсагова и Т. Буракаевой

вид Якутска.jpg

Вид Якутска

Вечная мерзлота и сваи-призраки

- Мы все знаем, что Республика Саха находится на территории вечной мерзлоты. Наверно, как и многие, я представляла вечную мерзлоту как вкрапления в землю глыб льда. На самом деле, она напоминает спрессованный мокрый песок. Сам Якутск стоит на песке – может из-за этого. Мы заходили в единственный мире Музей Вечной мерзлоты. На улице +30. Нам дали теплые ватники и мы спустились на 12 метров. Температура была около – 8. 

в музее мерзлотоведения.jpg

В Музее вечной мерзлоты

Здесь же расположен и единственный в мире Институт вечной мерзлоты. Они изучают движение грунта – ведь почва постоянно движется. Как рассказала нам экскурсовод, все строители дорог и зданий должны получить экспертное заключение Института во избежание недоразумений. Но некоторые пытаются сэкономить время и деньги, и порой им это обходится намного дороже.

Может, именно по причине, что грунт слишком подвижный, в Якутстке нет электротранспорта – только автобусы. Все дома строятся на сваях – какая высота дома, ровно такой же длины сваи. Некоторые бараки (видимо, для ссыльных) строились без свай – их видно сразу, они будто вдавлены по центру. 

просевшие дома без свай.jpg

Просевшие дома без свай

Здесь же расположен и единственный в мире Институт вечной мерзлоты. Они изучают движение грунта – ведь почва постоянно движется. Как рассказала нам экскурсовод, все строители дорог и зданий должны получить экспертное заключение Института во избежание недоразумений. Но некоторые пытаются сэкономить время и деньги, и порой им это обходится намного дороже.

Может, именно по причине, что грунт слишком подвижный, в Якутске нет электротранспорта – только автобусы. Все дома строятся на сваях – какая высота дома, ровно такой же длины сваи. Некоторые дома и бараки (видимо, для ссыльных) строились без свай – их видно сразу, они будто вдавлены по центру. 

остатки деревянных свай.jpg

Сваи-призраки

Поэтому высоток, как в Уфе, нет. Но появились двадцатиэтажки на Зеленом лугу – между городом и рекой Леной. Видимо, грунт там другой.

Шляпы из конских волос и дикие гуси

В Якутии не держат коз и баранов, а также не разводят гусей и уток. Не позволяют погодные условия. Поэтому у них в быту нет войлока, к которому привыкли мы – башкиры. Войлочные ковры заменяют жесткие, щетинистые ковры из конского волоса. Также традиционным головным убором, причем уже фабричного изготовления – являются мужские и женские шляпы из конского волоса.

участники рекорда в шляпах из конского волоса.JPG

Традиционные шляпы из конского волоса (праздник Ысыах)

Но зато есть дикие гуси. Блюдо из дикого гуся с черносливом стало для меня кулинарным открытием. Мясо такое темное, насыщенное… Сам гусь небольшого размера. Местные охотники настреливают их в большом количестве.

Ураза в белые ночи и полярные зимы

Для меня очень трудно было переносить белые ночи. Я сама не мусульманка, но тогда задалась вопросом – а как держать уразу – ведь ночи здесь почти нет? Ответ я получила от местных башкирок – активисток общественной организации «Яташ» Гульнисы Сидоровой и Риммы Хущамовой. 

20170706_140347.jpg

С землячками - Гульнисой Сидоровой и Риммой Хущамовой

Они сказали, что в белые ночи держать уразу очень и очень трудно. Только прочтешь вечернюю молитву на закате, пол-одиннадцатого вечера, затем ифтар, как уже через в час ночи светает и пора читать утреннюю молитву. Зато зимой держать уразу, оказывается, легко: полчетвертого ночи солнце уже заходит, а светать начинает только в восемь утра. И поэтому в это время Римма Абдулловна спокойно держит уразу три месяца подряд.

Дьокуускай куорат

- Сам Якутск – город небольшой, население около 300 тысяч. Но он больше всего поразил тем, что это российский город, где практически все население говорит на тюркском языке. Для меня, как башкирки, это было поразительно. Трудно представить, что уфимские башкиры, их дети говорили бы на своем, родном языке. А тут – идут школьники и говорят на якутском. Проходит мимо компания молодых парней или пара влюбленных – и все говорят на родном. У них словно нет различия между рафинированными городскими и приезжими деревенскими. Все знают и любят свой язык. Кстати, это я заметила еще во время гастролей Саха-театра в Уфе: все актеры говорили между собой на якутском. Любуешься ими, а на душе больно за наш язык, за отношение к нему со стороны своих же башкир...

Самое интересное, что все русские слова, которые попадают в язык саха, тут же приобретают другое звучание. Город Якутск звучит как Дьокуускай куорат. Те же вафли (напоминающие венские) стали национальным блюдом под названием «бахыыла». Только они пекутся без добавления сахара. Христианские имена также в их деревнях переиначивают на свой лад. С именами связано и мое неожиданное открытие...

Баска и Хаска

Перед большим праздником Ысыах (наступление нового года), мы побывали на ысыах очень престижной среди молодежи, спортивно-патриотической общественной организации «Уранхаай».

Чтобы попасть в эту организацию, парни и девушки должны вести здоровый образ жизни и быть очень спортивными. Я стала свидетелем обряда принятия в организацию. Мы стояли на вершине одной горы. Парни должны были пробежать с вершины этой горы до вершины следующий три раза, огибая камни, расположенные на горе. Девушки – один раз. Были и другие испытания. Парням пришлось спаринговаться с профессиональными спорстменами, имеющими разные титулы. В том числе прошла и их национальная борьба хапсагай.  Она похожа на нашу борьбу куреш, но в ней не нужно укладывать противника на лопатки. Главное, чтобы он задел землю тремя конечностями.

национальная борьба хапсагай.JPG

Национальная борьба хапсагай

После прохождения всех испытаний, часть торжественно, с клятвой, приняли в организацию. А профессионалы стали состязаться между собой. И тут слышу, одна часть зрителей кричит: «Баска! Баска!» А вторая: «Хаска! Хаска!» Я подумала, что это боевые кличи на якутском. Но оказалось, что это переиначенные имена Васька и Сашка.

Кстати, на этом празднике сняли ролик, где представители разных народов приветствуют всех на родном языке. Среди героев ролика есть и мое приветствие на башкирском.

Священный праздник Ысыах и сертификат от Гиннеса

- …про этот грандиозный национальный праздник, собирающий на одной поляне несколько тысяч людей, я узнала из фильма режиссера Сергея Потапова «Божество Дьесегой» на казанском фестивале. Именно тогда я и поставила себе цель увидеть все своими глазами. Накануне моих сборов, мне сообщили, что на празднике будет установлен очередной рекорд Гиннеса по количеству людей, пришедших на праздник в национальной одежде. Тогда я выкинула все из рюкзака, взяла свой башкирский костюм.


ысыах.jpg

Праздник Ысыах. Фото: myrussianland.ru

Справка. Праздник Ысыах – это древний прообраз нашего Сабантуя (последний связан уже с земледелием). Здесь проводятся различные спортивные состязания, конкурсы танцев, песен, исполнительского мастерства, ярмарки. А самым ярким зрелищем на нем является хоровод Осуохай, в котором тысячи людей кружатся по часовой стрелке, повторяя слова песни за ведущим. Этот праздник всенародно любим и всегда завлекает огромное количество участников и зрителей. Это и стало причиной нового увлечения якутов – ставить рекорды Гиннеса. В 2011 году был впервые установлен рекорд по одновременной игре на хомусе (варгане), в нем участвовали 1 344 человека. В 2012 году, к 380-летию города Якутска, был установлен рекорд по числу участников хоровода Осуохай – он собрал 15 293 человека, а в 2014 году там же, на Ысыахе, в долине Туймаада одновременно испили кумыс 11 136 человек - прим. ред.

- …это был городской праздник на поляне в километрах двадцати от Якутска. Но ехали мы часа полтора – медленно-медленно. Было ощущение, что выехал практически весь город. Было удивительно ехать в автобусе, до отказа набитым людьми в народных костюмах.

Мы подъехали к поляне, прошлись через мостик. Женщины шли в одни ворота, мужчины – в другие. Перед воротами нас встречали женщины с дэйбиир – опахалами из конских волос и желали счастья и удачи. Чуть поодаль стояли другие женщины – они каждому давали пучок конского волоса. С ним мы подошли к деревянным изображениям богов. Возле них стоял сосуд с маслом, и небольшой чан с огнем. Ты подходишь к божеству, макаешь пучок конского волоса в масло, затем с пожеланием сжигаешь. Обходишь очаг три раза, нашептывая желание.

Дальше саха шли на другой ритуал. Но мы должны были найти друзей и поспешили туда.

Состоялось торжественное открытие. Мэр Якутска Айсен Николаев был в народном костюме. Поздравили с праздником президент республики в отставке и нынешний Ил Дархан - Глава региона.

мэр Якутска в национальной одежде.JPG

Мэр г. Якутска А.Николаев и представитель Книги рекордов Гиннеса П. Пателл

Для фиксации самого рекорда все, кто был в национальном костюме, зашли на площадь. Нас встречали волонтеры, их было около ста – все в специальных футболках. При входе они выдали нам сертификаты участников. Видимо, по количеству выданных сертификатов и было выявлено количество участников 16 620 человек в национальных костюмах (предыдущий подобный рекорд насчитал 250 человек). Зафиксировать рекорд прибыл официальный судья рекорда Гиннеса Правин Пателл.

Затем начались гуляния на разных площадках. Мы пошли перекусить – и я заметила, что почти все едят свою традиционную еду: такие шашлычки на шпажках из жеребятины , хаан – кровяная колбаса, хатта (из требухи) и запивают все это кумысом или быырпах (сладкий национальный напиток, схожий с кумысом, из коровьего или конского молока).

Сам знаменитый хоровод Осуохай начался внезапно. Певец-импровизатор говорил в микрофон двустишия-пожелания, а огромная толпа вторит ему… Мне заранее показали, как надо держать и как передвигать ноги. Хоровод напоминал спираль с разомкнутыми концами . все это было вокруг Сэргэ – священного столба-коновязи. Автором металлической скульптуры –коновязи был известный скульптор Семен Прокопьев.

Конечно же, впечатления незабываемы… Но больше всего меня поразили слова моего проводника на празднике – режиссера Петра Карсагова, что все эти обряды были восстановлены в 90-е годы.

Даже не представляю масштабы Республиканского праздника ысыах. В этом году он прошел в Вилюйском районе, а значит, имел большой размах. В республике есть два соперничающих между собой улуса – Вилюйский и Сунтарский. Каждый хвалит свое и претендует на особые знания о своем народе. Наверно, их можно сравнить с нашим Баймакским и Абзелиловским районами.

Феномен якутского кино

- …еще одной мечтой было увидеть, как работает на съемочной площадке этот неистощимый на придумки, невероятно энергичный и самобытный Сергей Потапов – известный в стране и за его пределами театральный и кинорежиссер. 

DSC08210.JPG

Режиссер Сергей Потапов со съемочной группой фильма "Туйаара"

К слову сказать, почему-то именно у нас в Башкортостане есть четкое разграничение. Театральные режиссеры не идут в кино, «киношники» - в театр. У якутов такого нет. Театральные режиссеры вовсю снимают кино. Тот же Сергей Потапов ставит спектакли у себя и в других городах и странах (Эстония, Казахстан), при этом сам автор десяти картин. Причем, феномен якутского кино начался, оказывается с его фильма «Таптал» («Любовь»). И перед входом в кинотеатр «Центральный» на асфальте написано название фильма. Этот фильм стал зрительски успешным и заставил по-новому оценить возможности национальных картин. Саха хотели видеть свои истории – и режиссеры быстро освоили этот рынок. Снимают недорогие фильмы – окупают их в местном прокате, снимают снова… Самобытные истории, связанные с их мистическим мироощущением, уже завоевывают престижные кинофестивали. В этом отношении нам многому надо у них учиться.

Так вот – сбылась моя мечта побывать на съемочной площадке Сергея. Фильм назывался «Туйаара». Он был посвящен памяти трагически погибшей во время съемок фильма «Река» Алексея Балабанова Туйаре Свинобоевой. Это однокурсница режиссера, а также снимавшихся в фильме актеров – Ирины Никифоровой и Сергея Баланова.

Но, как оказалось, не для того, чтобы посмотреть, как она работает профессионально. А чтобы еще раз удивиться тому, как у него все получается самым фантастическим образом. Накануне в Саха-театр он мне рассказывал об образах, увиденных во сне. И вот в течение дня небольшая съемочная группа объехала 7 локаций: кладбище, два раза – типография с разных точек, бензоколонка, безлюдная остановка в лесу, дача, подъезд. Весь короткометражный фильм, в итоге, был снят за один долгий съемочный день. Сергей четко контролировал воплощение своих образов, некоторые дубли делались по десять раз. Актеров не хватало. Одну роль сыграл, в итоге, режиссер монтажа Петр Карсагов, одну – он сам.DSC08165.JPG

На съемках фильма.

После более близкого знакомства с Сергеем, скажу, что он сам и есть феномен. Якутского театра, кино и всего народа. И - всеобщий любимец.

Еще одна мечта…

Так получилось, что земля Саха очень быстро исполнила мои мечты. Как-то все сложилось, что я быстро и за небольшие деньги (на дотационном самолете), оказалась в Якутске и сделала все задуманное: увидеть, в каком городе живут и творят мои якутские коллеги, принять участие на празднике Ысыах и даже стать участником рекорда Гиннеса, увидеть, как работает Сергей Потапов… И я уверена, что сбудется еще одна мечта, о которой я поведала одному из божеств… Но раньше времени об этом нельзя говорить!

Источник: proufu.ru

0
0
Культура, Спорт, еще 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей