Молчание ягнят, или чем закончатся горячие споры вокруг башкирского языка?

29 июня 2017, 08:41

Уже месяц как в информационном пространстве республики не утихает волна дискуссий об изучении башкирского языка. Эта история из года в год тянется в пространстве уфимской сетевой тусовке. Но в этом году в «крестовый поход» против второго государственного языка республики помимо сомнительных маргиналов включились Рособрнадзор и прокуратура, а также значительная часть фейсбучной публики. Башкирская общественность в большинстве своем вслед за чиновниками предпочла спрятать голову в песок.

Не путать государственный и родной

25 мая Прокуратура и Рособрнадзор по итогам совместной проверки направили представления во многие школы республики и на имя Главы РБ. Они обратили внимание, что преподавание некоторых предметов ведется с нарушениями государственных стандартов и законодательства. При этом мало кто собственно видел тексты этих представлений, но все принялись говорить о том, что обязательное преподавание башкирского языка теперь вне закона.

В чем суть проблемы? Есть два варианта изучения башкирского. Башкирский язык можно изучать как государственный (обязательный для изучения как второй государственный, но не в том объеме, как родной) и как родной (родным также могут быть многие языки народов Башкортостана – здесь существует вариативность). Если родители не выбирают к изучению башкирский как родной, то преподавание башкирского как государственного остается.

Поскольку нет никакой обязательности в изучении башкирского как родного, то не стоит сомневаться, что нынешняя информационная атака на него идет именно как на второй государственный. Схожая проблема есть и в Татарстане, но у нас она усугублена тем, что нет четкого регулирования в республиканских законодательных и подзаконных актах. В итоге башкирский как государственный язык оказался почему-то в вариативной части учебных планов. Отсюда возникли противоречия уже с федеральными стандартами (ФГОС). Много лет чиновники от образования вместо того, что решать все проблемы на законодательном и нормативном уровне, просто принимали волевые решения. Но сейчас, когда свой голос подали надзорные органы, Минобразования РБ замолчало.

При этом родители в некоторых элитных школах начали отказываться от башкирского языка, а отдельные СМИ занимались откровенным подстрекательством, пошагово рассказывая, как можно отказаться от обучения башкирскому языку как государственному и как родному (здесь есть вариативность). В итоге - напряженная тишина: директора - напуганы, а учителям башкирского уже начали выдавать уведомления

И глухая оборона тех, кто должен отвечать – методично, на высшем уровне, разъясняя все пункты того, что взбудоражило общественность.

Спустя время появилась беглая информация о совещание в Белом Доме 15 июня по вопросам преподавания государственных и родных языков в регионе, в котором приняли участие члены Правительства РБ, руководители профильных министерств и ведомств, представители научного сообщества. О чем они говорили? У кого какая позиция? Что в итоге решили? – все также осталось за глухой стеной. Ответ на наш редакционный запрос на имя Владимира Нагорного оказался также абсолютно бессодержательным.

Слили язык или Рустэма Хамитова?

Глава РБ наверно меньше всего хочет видеть себя в роли «могильщика» башкирского языка как государственного. И в интервью «Эхо Москвы» Рустэм Закиевич четко выразил свою позицию: «Есть коренное население и есть башкирский язык, который мы, собственно говоря, как власть обязаны оберегать, сохранять и создавать условия, чтобы он создавался и не исчезал, скажем так. Это политическая позиция».

Но эта позиция руководителя республики никак не была поддержана записной башкирской общественностью. Намеченное на 15 июня заседание по проблемам башкирского языка Исполкома Всемирного Курултая башкир, было перенесено на неделю и не имело никакого практического смысла.

Руководители организации в лице господ Ишемгулова и Азнаева были не очень хорошо знакомы с сутью вопроса, поэтому предпочли его отдать на откуп приглашенным гостям и сотрудникам аппарата. Те не подвели и не забывали порассуждать обо всем на свете, презентовать свои новые книги, учебные факультеты, но только не вспоминать о представлении Прокурора РБ на имя главы республики. За 4 часа пустой говорильни мы услышали лишь несколько имеющих смысл предложений. Доктор исторических наук Лена Сулейманова заметила, что в сложившейся ситуации нельзя винить прокуратуру или федеральное законодательство. Оно, наоборот, дает широкие возможности для изучения государственных языков. Но для этого необходимо местным чиновникам сподобиться на создание нормальной региональной нормативной базы и образовательных стандартов. К слову сказать, за последние годы республика не выпустила ни одного учебника со специализированным грифом учебно-методического объединения!

Бывший зампредседателя организации Буранбай Кусябаев напомнил о решении Конституционного суда РФ от 2004 года, которое подтвердило законность изучения государственных языков в республиках. Именно этот пункт должен был в первую очередь попасть в итоговую резолюцию.

Аплодисментами был встречен вопрос общественного деятеля, писателя Гузаль Ситдыковой:

«Почему это, писать ответы отдано на откуп директорам школ, и почему вопрос языка должен решать Всемирный Курултай башкир, а где государственные органы власти?».

Этим же вопросами задались и учителя. Директор 158-ой гимназии Гульназ Ахмадиева спросила с грустью: «А почему так поздно? Мы же думали, что вы нам поможете…» Такой же острый вопрос задала и учитель башкирского языка в русской школе Альфия Юсупова. «Мы – учителя башкирского и их семьи превратились в жертв», – пыталась она донести свою боль до председателя Амира Ишемгулова и зама Вельмира Азнаева. Те сидели с безучастными лицами, потому как их целью было утвердить заранее написанное решение.

На этот вопрос всем своим видом ответила представитель минобраза Гульсасак Мухамедьянова. Она предпочла не выступать и не отвечать на вопросы, а смотреть на экран смартфона.

Наш коллега Рамиль Рахматов после заседания отметил, что либо руководство Исполкома ВКБ подставляет Рустэма Хамитова, либо «сливает» башкирский язык.

- Говорили ни о чем, почему не поддержали интервью Рустэма Закиевича? Чего стоит один пассаж Амира Ишемгулова о том, что нет угрозы государственному языку? Есть ощущение, что они подготавливают башкирскую общественность к отказу от статуса языка.

О том, что эти предположения имеют основания, говорят факты того, что накануне заседания сотрудники аппарата ВКБ обзванивали участников и уговаривали их не упоминать имени Рустэма Хамитова. Прозвучала даже фраза: «Он теперь не Президент РБ, в отличие от Президента Татарстана, а глава региона - не гарант Конституции и языка».

На следующий день в Исполкоме ВКБ как-то не горели желанием принимать указанное предложение Буранбая Кусябаева напомнить Администрации Главы РБ и Прокуратуре РБ о постановлении Конституционного суда РБ, а оно имеет, на минуточку, силу закона. Но уговоры членов исполкома по телефону в духе «госязык мы проиграли» продолжились.

Вот такие вот они записные защитники башкирского языка…

«Эти споры нам только на руку»

А что – Минобр? Министр Гульназ Шафикова, работа которой оплачивается государством в объеме около 330 тысяч в месяц, с очаровательной улыбкой отвечает:

- Эти споры нам только на руку. Они позволяют системе образования получать дополнительное финансирование на издание учебников, и авторские коллективы понимают, в каком направлении им работать. Мы только благодарны этой волне дискуссий в обществе и среди родителей, она активизировала изучение этой проблемы, – заявила она, видимо, надеясь, что еще раз «накормить» авторский коллектив учебников, который по гамбургскому счету подвел всех.

И несчастных родителей, не знающих башкирского, которые вечерами тыкались в учебники, где все задания давались на башкирском языке. И самих башкир, представителями которой является и сама Гульназ Шафикова с этим заслуженным-перезаслуженным коллективом авторов учебников. А в первую очередь – директоров гимназий, которые в эти дни отвечают по запросам Прокуратуры.

За все эти годы Минобразования не провело ни одного открытого, большого конкурса на современные, альтернативные учебные пособия. Не поощряли учителей, много лет практикующих обучение башкирскому в русских школах и разработавших свою методику. А только перетасовывали одни и те же фамилии, ведь издания и переиздания учебников, пособий к ним – это ежегодные и очень неплохие доходы авторов коллектива авторов.

А называть прокурорские проверки, страх директоров и учителей, бурные дискуссии, заседания общественников, и теперь уже - политические проблемы просто «спорами» - это уж точно не уровень государственного деятеля и министра образования. Это слабая позиция чиновника, который явно подводит главу региона Рустэма Хамитова.

Что делать?

Все нерешенные годами проблемы дали о себе знать большим нарывом. И сейчас пугает отсутствием принципиальной позиции чиновников, общественных деятелей, депутатов Госсобрания-Курултая РБ, администрации города, в школах которых проходят проверки и пр. А ведь скоро время отпусков, а там уже – августовское совещание и 1 сентября. Родители детей замерли в ожидании. Ищут дополнительные работы учителя, которым дали уведомления. Ждут окончательных результатов директора гимназий.

По-нашему мнению, первым делом надо разобраться с противоречиями на юридическом уровне.

Изучение любого языка – обогащение внутреннего мира ребенка. И если бы много лет назад предложили бы детям и родителям современные, яркие, альтернативные учебники, аудио и видеопособия – безусловно, вопрос не стоял бы так остро. Вопрос об этом поднимался много раз – но теперь пора решать. Для этого должны быть открытые конкурсы, широкие обсуждения. В башкирской среде уже есть специалисты, которые сами владеют несколькими языками, обучались в Европе и США. Они могли бы выступить в том числе в качестве экспертов.

Возможность выбирать учебники для учителей, повышение их квалификации в других регионах, постоянный обмен опыта.

А сейчас – проведение Круглого стола с учителями, который преподают башкирский в русских школах. Круглый стол на самом высоком уровне, с привлечением специалистов из Татарстана и других регионов со схожими проблемами.

Проблема языка – это не местечковая проблема. Сохранение и развитие языка народов – это основа нашей государственности.

Мы же сейчас готовы предполагать следующее развитие событий. Никто не станет отменять статус башкирского языка как государственного. Он останется обязательным к изучению и в республиканском законе об образовании. То есть формально все останется по-прежнему. Однако первый прецедент уже создан. Чиновники от образования будут упорно докладывать Главе РБ о «злых федералах», жестких требованиях федерального законодательства. Ведомство Гульназ Шафиковой, которое до пор избегало проблемы, ничего так и не сможет придумать до 1 сентября. Тем более, что республиканский законодатель в лице Госсобрания РБ вскоре уйдет на летние каникулы. В итоге весь клубок противоречий между локальными, республиканскими и федеральными нормативными актами не будет решен. В свою очередь количество отказов от башкирского языка рискует стать лавинообразным.

Источник: proufu.ru

0
0
Образование, Политика, еще 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.

В СМИ сегодня
Комментарии читателей