За что боролся и как погиб Ш.Бабич

11 февраля 2015, 12:09

В январе классику башкирской литературы Шайхзаде Мухаметзакировичу Бабичу исполнилось 120 лет. Символично, что эта дата пришлась на Год литературы в России.

Начальное образование юноша получил в медресе отца. Одарённый ребёнок рано научился читать и вскоре перечитал всю богатую отцовскую библиотеку. Там он впервые открыл для себя татарского классика Габдуллу Тукая. А некоторые стихи, такие, как «Шурале», «Русалка» и «Новый кисекбаш», знал наизусть.

В 1910 году он отправляется в казахские степи, по следам Мифтахетдина Акмуллы: записывает произведения Абая и других казахских акынов. В Кустанайской области, в кишлаке Дусенбай, в доме казахского муллы Муртазы, учит казахских детей грамоте. На прощанье гостеприимный хозяин подарил ему книгу стихов Ибрагима Кунанбая.

Осенью 1911 года Шайхзада поступает в известное в России прогрессивное уфимское медресе «Галия», которое создал поэт-просветитель Зыя Камали. Студенты самых разных национальностей – татары, башкиры, представители народов Кавказа и Средней Азии – изучали здесь такие светские дисциплины, как арифметика, география, литература. Это медресе дало многих известных поэтов, фольклористов, журналистов, лингвистов, педагогов, таких, как Мажит Гафури, Галимжан Ибрагимов, Сайфи Кудаш и другие.

Очень скоро Шайхзада, который выделялся не только своей образованностью, но и высоким поэтическим даром, становится весьма заметной личностью в медресе. Разносторонне одарённый юноша организовывал концерты, выступал на сцене, виртуозно играл на мандолине и пел. Очень наблюдателный, острый на язык, он, как истинный сэсэн, метко высмеивал недостатки в масштабе не только медресе, но и всего города, читал свои сатирические стихи, написанные для рукописных журналов «Кармак» и «Парлак». Одним из первых в башкирской поэзии посвятил стихотворение своему современнику и кумиру Габдулле Тукаю.

Если в первых его стихах заметна связь с традициями башкирского фольклора, то в последующие годы он пишет лирические монологи, поэтические портреты, пародии, сатирические стихи. «Бабич – мастер стиха, мастер юмора», – считали его современники. Журналы «Шура», «Акмулла», выходившие в Оренбурге в 1913 году, охотно печатали их. Во многом благодаря этим изданиям его произведения смогли дойти до наших дней.

Ш.Бабич встаёт в один ряд с виднейшими мастерами башкирской и татарской литературы. В 1914 году из-под его пера выходит одно из главных произведений – «Моему народу», в котором описываются страдания людей, вызванные начавшейся войной. 15 февраля 1915 года видный татарский писатель, автор талантливых рассказов и романа «Молодые сердца», большой художник, мастер слова Галимжан Ибрагимов переехал на постоянное жительство в Уфу и к великой радости творческой молодёжи стал преподавать в медресе «Галия». Именно Галимжан Ибрагимов увидел в Ш.Бабиче будущего гениального поэта. При нём уровень преподавания литературы неимоверно возрос. Мало того: известный писатель пропагандировал творчество таких гениев мировой литературы, как Гомер, Данте, Шекспир, Шиллер, Гёте, Байрон, Фирдоуси… Стремившийся к знаниям Ш.Бабич даже слушал лекции по астрономии, которые в программе учёбы не были предусмотрены.

По окончании медресе в 1916 году Бабич несколько месяцев учительствовал в Уфе. Вскоре появились его знаменитые стихи «Жду», «Для кого?» и другие, в которых каждая строка наполнена любовью к родному народу, верой в его будущее. Некоторые из них, например, «Жду», были написаны на основе арабской графики на чисто башкирском языке. Так Ш.Бабич выступил как основоположник исконно башкирской поэзии. Что, кстати, стало причиной конфликта с редактором газеты «Тормош» Закиром Кадири, который не хотел публиковать «пространные» стихи.

Но в Уфе он не задержался. Отправился учительствовать в Троицк. В это время всё ярче раскрывается его творческий дар. В балладе «Клоп» он, как бы высмеивая себя, на деле раскрывает недостатки других. Образ клопа – это сатирический портрет кровопийц, грабителей и угнетателей, наживавшихся на войне. В том же году Шайхзада пишет сатирическую поэму «Газазил», в которой, по мнению одного из современников, превращает религиозную легенду в пародию. События в поэме происходят вокруг конфликта бога и дьявола. «Поэма – выдающееся произведение, поэтическое сокровище, ставшее первым настоящим образцом в формировании башкирской поэмы как жанра, где сюжеты поднимаются до высот обличения пороков реальной жизни», – так характеризовали это произведение литературные критики…

После Февральской революции 1917 года и свержения монархии поэт пишет проникнутые духом свободы, восторженные стихи, выпускает в Троицке газету «Вольная нация», участвует в демонстрациях.

Осенью 1917 года Оренбург стал центром башкирского национального движения. Бабич оказался в гуще этих событий. Как один из ведущих журналистов он печатается в газете «Башкорт», избирается секретарём Центрального башкирского шуро, вкладывает много сил в создание башкирской молодёжной организации «Волна». Этот этап деятельности нашёл отражение в его первом поэтическом сборнике «Молодой Башкортостан», где впервые в истории 13 стихотворений поэта выходят на исконно башкирском языке, который будет детально разработан лишь в 1926 году. Так уроженец д.Асян Бирского уезда (ныне Дюртюлинский район) Уфимской губернии стал одним из основоположников башкирской письменности.

В марте 1918 года Бабич вместе с членами Башкирского правительства был арестован большевиками и оказался в одной камере с Заки Валиди. От неминуемого расстрела их спас ночной рейд дутовских казаков под командованием корнета А.Карамышева… В июле он уже занимался формированием башкирских отрядов в двух волостях Уфимской губернии.

В январе-феврале 1919 года Шайхзада пишет объёмное поэтическое «Обращение к башкирскому народу», которое во многом способствовало бескровному переходу башкирских частей на сторону Красной армии. 25 февраля 1919 года приказом военно-революционного комитета Башкортостана Ш.Бабич и молодой поэт, философ, редактор Абдулхай Иркабаев назначаются на работу в отдел печати Башревкома. 24 марта сотрудники отдела печати, погрузив архив правительства и типографию, в сопровождении 30 башкирских конников отправились из Темясово в Красную Мечеть (примерно 170 км, нынешнее Мраково), чтобы дождаться прибытия основных частей башкирских войск и отправиться в Стерлитамак, где должны были разместиться Башкирское правительство и Башревком. По пути они останавливались во многих аулах. И всюду Бабич выступал на митингах со своим пламенным «Обращением», объяснял людям, что башкирский народ больше страдает от белогвардейцев.

Но у красных на сей счёт было своё мнение. С переходом башкирских частей на их сторону большевики развернули против башкирского народа настоящий террор. Бабича и Иркабаева вместе с охраной разоружили в селе Кананикольском солдаты Смоленского полка. Охрану расстреляли, а Бабича и Иркабаева повезли на Зилаирский завод, где по приказу красных командиров изрубили на куски…

«Свети народу своему!» – примерно так звучит один из поэтических призывов Шайхзады Бабича, которому он следовал всю свою короткую, но яркую жизнь. Яркую, как свет, которым он одарил башкирскую литературу.

К.Салимов

Источник: srgazeta.ru

0
0
Культура, Новости Стерлитамака
Читают 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.
Что Вы думаете по поводу новости?

Будьте первым, оставьте комментарий к данной публикации! Однако помните, что мы вправе удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
или
Войти через социальную сеть

ВКонтакте


Популярные новости в рубрике
Комментарии читателей
Анастасия Степанова
После просмотра материалов "Чувашское село Николавека Кармаскалин...
Наталья Лебедева
Блин, какие же безответственные взрослые!!! Ну как же так, 8-летние де...
Лэйсан Идрисова
- Данный факт хищения денежных средств бывшим судебным приставом-испол...
Валерий Макаров
Подробности здесь... https://www.facebook.com/groups/1537443129881632/...
Dianochka Dianochka
А вы не думали, что водитель грузового авто не справился с управлением...