Чувашское село Николаевка Кармаскалинского района: жизнь вопреки...

7 августа 2017, 17:00
Чувашское село Николаевка Кармаскалинского района: жизнь вопреки...Фото и видео Зухры Буракаевой

В чувашское село мы поехали с известным правозащитником, активным деятелем за развитие чувашского языка, культуры и образования, председателем комиссии по образованию за культуру общественная организации «Чувашская национально- культурная автономия» Николаем Игнатьевым. 

Моя задача была культурологического плана - осветить жизнь чувашского села, поговорить о сохранившихся традициях, познакомиться с какой-нибудь семьей. У Николая Петровича была задача несколько иная – чтобы я вникла в проблемы села, как журналист. А их - много. Он сам уже долгие годы пишет о них в разные инстанции, добивается правды.  Назначили дату – 4 августа. «4 августа? Ну хорошо, ладно, - вздохнул Николай Петрович через паузу, и бодро добавил - Надо ехать, так поедем!». (Я только позже поняла о причине такой реакции).

Одним словом, утром в девять часов мы выехали из Уфы, и уже через час были в селе Николаевка Кармаскалинского района.

IMG_9962.JPG

Николай Петрович в своей усадьбе.

В этом селе у Николая Петровича – своя усадьба, как он называет свое хозяйство. Всю жизнь проработавший инженером в Уфе, вот уже много лет он приезжает сюда как на дачу. Здесь живет его 82-летняя супруга, родом из Николаевки, бывший врач. Она  держит в чистоте и порядке дом и невероятных размеров участок. «Правда, отдыхать не получается. Много работы, много. Одна молитва – чтобы Господь дал мне пожить еще на этой прекрасной земле, дал мне завершить дела», - говорил он, бегло показывая свой участок с вишнями и яблонями, дендрарий, огромный огород.

Жаркая пора сенокоса – народа на улице нет. Мы зашли к одним соседям, другим – дома никого. Видно, что деревня строится, много новых кирпичных домов. Кто-то рушит старое – строит рядом свое.

IMG_9971.JPG

В деревне - время сенокоса

В целом ощущение от села – простор, много зелени, чистые улицы, ухоженные дворы. Много коз. «За козой ухода не много. Пасется перед двором – и все. Сейчас крупный скот держать нелегко», - объясняет Николай Петрович.

Наконец, в одном из домов застали молодого парня Костю (фотографироваться он не захотел). Ему 25 лет. Разговорились. У него скоро свадьба, жениться на девушке из соседнего русского села. Ездит каждый день работать в Шакшу. «У нас все так ездят – кто куда. В селе работы нет. Но я хочу жить здесь, не хочу уезжать. Взял участок – строиться хочу», - рассказал нам Костя. (К его участку мы еще вернемся).

Пока ждали родителей Кости - они возвращались из Кармаскалов из Пенсионного фонда, мы услышали долгие и дружные автомобильные сигналы. Точно, сегодня же пятница – день свадеб! Из дома напротив выбежала светлая девчушка, забежала к соседям, что-то крикнула. Тут же к ней присоединился мальчуган, потом уже подбежала соседская девочка.

Вика, так звали старшую, деловито вытащила яркие ленты. «Сейчас будем дорогу перегораживать путь свадебным машинам, выкуп просить», - объяснила она. - А это – соседские дети – Максим и Карина». 

IMG_9986.JPG

Вика, Карина и Максим придумали свой обычай

«Это обычай ваш?» - «Нет, это мы сами придумали». «Вика, а вы с родителями на каком языке говорите?» - «На русском». «А на чувашском разговариваешь?» - «Не так хорошо. В школе учим, но между собой по-русски».

Вскоре вышла бабушка Максима – Зинаида. 

IMG_9995.JPG

Зинаида вернулась в родную деревню на пенсии

«Да какой уж чувашский язык, -  вздохнула она. - На русский все переходят постепенно...» Они с мужем в поисках работы уехали в свое время из села, сейчас приехала на пенсию. «Тянет в родные края. Село живет, несмотря ни не на что. Молодые строятся. Соседи дружные, помогаем друг другу. Но только вот на языке говорят все меньше…»

Пока мы говорили, приехал отец Кости – Макар. Первым делом мы попросили его отвезти нас на чувашскую свадьбу – раз уж так нам повезло.

Свадьба

Успели как раз на выкуп невесты. Все, как на всех свадьбах в любых деревнях – особых народных обычаев пока что не заметила. Жениха не пускают, весело торгуются – это уже везде.

Старшие говорят между собой на чувашском, молодые и дети – на русском. Несмотря, что свадьба деревенская, многие девушки были в красивых вечерних платьях, с хорошими прическами.

IMG_0008.JPG

Красавица Анжела учится в Уфе

Пока жених с друзьями и родственниками выкупали невесту в доме (дома было  не протолкнуться), разговорилась во дворе с женщинами в национальных одеждах. «А у многих такие костюмы?» - «Да почти у всех женщин. Красота же!» - «А вы на свадьбе, чтобы песни чувашские исполнять?» - «Да». «А спойте на камеру для наших читателей». – «Да мы бы с удовольствием, - посетовала одна из них. – Да только у них тут в Николаевке свой обычай. Петь и веселиться можно только после пяти. А мы сами с Ефимовки – там мы идем к свадьбе, уже по улицам поем! Что ж – раз у них так, петь пока не будем…»

IMG_0006.JPG

Родственницы: Зинаида Трофимова, Нина Кузьмина, Зоя Матросова и Алена Семенова

Разговорились с  гостьей Дианой. "А вы чувашка?" - "Да, - засмеялась она. - Не похожа?" - "Вы похожи на французскую актрису".

IMG_0031.JPG

Диана из села Суук-Чишма

«У меня тоже на следующей неделе свадьба. Со свидетелем этой свадьбы. Сама я из Суук-Чишмов. Знаю ли я родной язык? Конечно, очень хорошо. С женихом тоже говорю на чувашском», - обрадовала она меня – радетеля родных языков и разнообразия культур. 

IMG_0024.JPG

Женились Леонид и Юлия Степановы. Оба из этого села. 

Увидела маму с малышкой. «Это самая юная гостья свадьбы?» - «Да. И  самая юная жительница нашего села», - улыбнулась молодая женщина.

Юные жители села

Юной жительнице Злате было три месяца от роду.

IMG_0010.JPG

Самая юная жительница села Николаевка

 Каково было мое удивление, когда к Галине Трубановой (так звали маму) подошли трое сыновей. Оказалось, что она – многодетная мать. 

IMG_0036.JPG

Многодетная семья Трубановых. Отец на работе.

Галина рассказала, что в этом году родили четверо, еще трое на сносях. «Рожают достаточно, только вот детский сад у нас давно закрыли». – «Как так?!. А вот вы где работаете, кому детей оставляли?» «Я работаю в себе Константиновка. Каждое утро везем детей в садик в соседнее село».

Из разговора с Николаем Петровичем и Галиной стало ясно – в Николаевке детский сад был, но почему-то его закрыли, хотя рождаемость здесь не падает, а повышается: многие молодые семьи хотят жить в родном селе.

Разговорились мы и с мальчишками, которые облюбовали для игры прицеп. Детей там играло много. 

IMG_0054.JPG

Юные "николаевцы"

Местные ребята рассказали, как у них обстоят дела с родным языком.

Школьная любовь – через всю жизнь…

Поговорили мы и с чудесной семьей. Виталий с женой Людмилой дружили с шестого класса, после школы поженились. У обоих фамилии – Васильевы. «Даже менять не надо было», - смеется веселая Людмила. Они до сих пор обмениваются взглядами, полными любви и обожания. Много шутят, смеются. В молодости уезжали в Челябинскую область, жили там, работали, но решили родовое гнездо вить здесь. Теперь летом приезжают внуки.

IMG_0040.JPG

Виталий и Галина работают, не покладая рук

Большой добротный дом, держат скот.

Виталий каждый день ездит на работу в «Через Сихонкино было бы двадцать километров, но там дорогу так и не сделали. В объезд – 50. Половины зарплаты уходит на бензин…

«Много проблем… Иногда здесь бывают выбросы газа – сами не поймем, отчего, никто не может ответить. Белое облако стелется над улицей, пахнет угарным газом. Помидоры чернеют…» - рассказал нам Виталий и его соседи.

А самое большое недоумение вызвало заявление внука Виталия. «А вы знаете, что здесь интернета нет?» - «Нет интернета? Это же пятьдесят километров от Уфы?! Да я из Бурзяна спокойно со всеми общаюсь!» - возмутилась я. М-да, чудеса да и только…

Крыша фермы за два миллиона и проданный скот

Николай Петрович очень хотел, чтобы я осветила проблему фермы. Действительно, это удивительная история. Был цветущий совхоз, комбайны, огромный автопарк, механизированная ферма – одна из лучших на тот период. Хорошо, допусти – это было в советском прошлом, каку многих. Но ведь есть еще примеру умелого ведения коллективного хозяйства? Здесь, в совхозе, все было буквально недавно. Была ферма, поголовье коров. Люди работали. А потом директор фермы Бухараев (сам из с. Кабаково) затеял огромный ремонт с крышей фермы. Ремонт поручили не местным, а приезжим узбекам. По слухам (которые, впрочем, нетрудно проверить) – обошлась крыша фермы в два миллиона. Материалы были непрочные – за зиму уже что-то сорвалось, унесло ветром. А уже на следующий год ферму закрыли. 

IMG_0073.JPG

Жители села остались без фермы

Зачем ремонтировали? И куда потом распродали скот? Зачем лишили людей заработка и ликвидировали предприятие? Если оно было убыточным, опять-таки хочется спросить: а крышу«золотую» зачем крыть? Вопросов много. И смотреть на эту новую крышу и разбитые окна, огромное гулкое помещение, где вчера еще мычали коровы, а сегодня воркуют одинокие голуби – больно.

«Ты думаешь, это гора?» - спросил меня Николай Петрович, когда мы вышли из унылого помещения фермы. «Это гора навоза. Вместо того, чтобы удобрять ими поля, они лежат здесь годами и отравляют воду. Мы не раз поднимали этот вопрос – но нас никто не хочет слышать».

IMG_0087.JPG

Горы навоза загрязняют воду

Чистые пруды и мусорные свалки

Бездеятельность сельского совета, по словам жителей Николаевки, просто ужасает. Почему-то у них постоянные поборы – за дорогу, еще за что-то. А свои проблемы жителям приходится решать самим – иногда не самым лучшим образом.

К примеру, свалки. Мусором сельсовет так и не удосужился заняться, несмотря на неоднократные выступления на собраниях. Жители складывают бытовой мусор в двух местах – на поле и на посадках.

Чтобы пасти скот, жителям нужны источники воды. Речушка, что протекает возле села для скота не годится. Вода в ней зависит от дождей, талого снега, иногда и вовсе высыхает. Спасает пруд, который необходимо содержать в чистоте.

Когда мы ехали к свалке, мы как раз проехали через этот пруд. Пасут здесь скот по-очереди. В тот день пасла строгая учительница. В итоге, картина выглядела так: впереди сопровождающий Макар отгонял скот, медленно ехала редакционная машина, за ним шла я с фотоаппаратом сквозь блеяние и мычание. А вслед неслись упреки пастушки-учительницы.

IMG_0096.JPG

Мы медленно продвигались через стадо

Свалка растянулась на километр через дорогу от засеянного поля. Местное начальство закрывает на это глаза.

IMG_0106.JPG

Местные жители решили вопрос по-своему...

Второй пруд на другом конце деревни жители уже сделали сами – за свои деньги. Собирали с каждого двора, чей скот пасется на другой стороне деревни.

IMG_0121.JPG

Второй пруд - искусственный

«Ты же видишь, Зухра, как они хотят жить на родной земле. Почему все против людей? Почему чиновники не хотят ничего делать?», - с болью говорил Николай Петрович, пока мы  добирались до второй свалки.

IMG_0128.JPG

Вторая большая свалка находится в посадках, подальше от села

Новая улица

Село растет, расширяется. Формально появилась новая улица – 70-летия Победы.

IMG_0115.JPG

Новая улица Николаевки пока в бурьяне

«Участки все разобрали, все местные, - рассказывает Макар - Но у меня вот такой вопрос. Я сам из этого села, всю жизнь с женой проработали в совхозе. Вырастили пятерых детей. И вот часть участков отдали кому-то в собственность, а моему сыну Косте почему-то в аренду. Платим аренду – 2,5 тысяч рублей недавно отдали…»

IMG_0113.JPG

Участок Кости - пока строиться здесь сложно

Жители платят деньги за аренду земли. Где бурьян выше тебя ростом. Как они должны строиться? Почему одним дают земли в собсвтенность, а коренным жителям –в аренду?

Чем дальше мы ходили по селу, тем становилось все печальней…

Истории края мы не услышали…

Последним пунктом нашей остановки должен был быть дом краеведа, большого патриота - Веры Тарасовны Никаноровой… Но времени уже не было. Единственное, что мне осталось - сфотографировать ее книгу о школе. Книг и статей об истории села, ветеранах у нее много.

IMG_0147.JPG

И пока единственное, что я знаю о этом селе, что 29 августа прошли празднества в честь 225-летия села. Концерты и громкие речи – к этому не привыкать. Вот только ни одна из проблем села не решилась...

Уезжала я из Николаевки с тяжелым ощущением, с которым теперь часто уезжаешь из многих сел нашей республики. Люди хотят жить на своей земле, строиться, чтить могилы предков, пытаются хоть как-то обеспечить себя работой. Но все это – вопреки. Нет до них дела. Закрытые детские сады, школы, клубы, библиотеки… Все, понятно – оптимизация, сокращение расходов Лишь бы это не было сокращением наших главных ценностей – малой Родины, родного языка и культуры, традиций и будущего наших детей…

Перед отъездом из села мы сфотографировали аварийный мост, о котором нам также поведали местные жители.

IMG_0153.JPG

Мост у въезда в село

Эпилог

Подъезжая к Уфе, я спросила у Николая Петровича: «А сколько вам полных лет. Я хочу в статье написать».

«Полных? Восемьдесят четыре, - засмеялся Николай Петрович. – Между прочим, сегодня исполнилось…»

Источник: proufu.ru

0
0
Общество, Сельское хозяйство, еще 2
Читают 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.
Что Вы думаете по поводу новости?

Оставьте комментарий к данной публикации. Однако помните, что мы вправе удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
или
Войти через социальную сеть

ВКонтакте


Комментарии читателей:

Анастасия Степанова
После просмотра материалов "Чувашское село Николавека Кармаскалинского района: жизнь вопреки..." от 7 августа 2017 года корреспондента Зухры Буракаевой Совет села Николаевка совместно старожилами, активистами села были крайне возмущены освещением недостоверных фактов про наше село. Мы думаем, что Зухра Буракаева
осветила бы совсем другое, если не встретила бы Николая Петровича Игнатьева "известного правозащитника"...
В деревне все общаются на родном чувашском языке. Николаевский модельный сельский клуб, Николаевская средняя школа прилагают большие усилия в развитие, приумножение, сохранение традиций, обычаев села. Проводятся мероприятия как на чувашском, так и на русском языке. В республике среди башкирских, татарских, русских театров единственный образцовый чувашский театр "Звездочка" является тому примером. Все постановки звучат на родном, чувашском языке. Это говорит о том, что в селе Николаевка есть преемственность поколений.
А кто не видел выступления народного фольклорного ансамбля "Родник", который является хранителем и носителем чувашской культуры! Своеобразием национального костюма (кстати, сшиты из самотканного материала) поражают всех.
Село Николаевка, особенно в последние годы, процветает, обновляется, так как жители села получают земельные участки. Нуждающиеся получают землю в собственность. Желающим получить отдельный участок, местные власти дают под ЛПХ (личное подсобное хозяйство). В дальнейшем они могут оформить землю в собственность. Отрадно, что молодежь в селе остается. Значит, село будет жить и процветать!
Совет села: Козлов Анатолий Клементьевич, Козлова Татьяна Николаевна, Никанорова Вера Тарасовна, Кобякова Мария Васильевна,Григорьева Мария Архиповна,Волкова Ольга Владимировна, Степанова Алина Леонидовна, Михайлов Валерий Витальевич, Иванов Евгений Михайлович, Никаноров Петр Григорьевич.
Популярные новости в рубрике
Комментарии читателей
Анастасия Степанова
После просмотра материалов "Чувашское село Николавека Кармаскалин...
Наталья Лебедева
Блин, какие же безответственные взрослые!!! Ну как же так, 8-летние де...
Лэйсан Идрисова
- Данный факт хищения денежных средств бывшим судебным приставом-испол...
Валерий Макаров
Подробности здесь... https://www.facebook.com/groups/1537443129881632/...
Dianochka Dianochka
А вы не думали, что водитель грузового авто не справился с управлением...