5 обстоятельств авиакатастрофы над Германией, о которых больно вспоминать

1 июля 2017, 05:44
Фото из архива редакции.

Авиакатастрофа над Боденским озером, в которой погиб 71 человек, включая 52 детей, - это тема, про которую тяжело и читать, и писать, как про войну, особенно если помнишь все, что с ней связано, с первого дня. Об этой истории за 15 лет столько всего написано, сфотографировано и показано в кино, что, казалось бы, у каждого в душе она должна отзываться, прежде всего, острым сочувствием к людям, в одночасье утратившим своих родных в ту ночь, с 1 на 2 июля 2002 года. Однако буквально вчера в комментариях к материалам о трагедии опять промелькнули фразы о «богатых детках шишек», «блатном самолете» и т.п. Первый вопрос, который возник после их прочтения: неужели за столько лет у людей не иссякло злорадство по поводу тех или иных обстоятельств авиакатастрофы?!. Почему-то казалось, что за 15 лет они стали смотреть на те события, прежде всего, как на неизмеримое горе. Ан нет…

На сей раз, готовя материалы о трагедии над Боденским озером, мы решили воздержаться от звонков семьям погибшим, которым в эти дни и так нелегко, там более, что со многими из них ранее доводилось не раз общаться. В душе возникла потребность откровенно поговорить именно о тех самых «обстоятельствах», о которых зубоскалят «знатоки». Тем более, что в памяти наших коллег, которые в июле 2002 года оказались в гуще событий, остались свои болезненные воспоминания о трагедии и вопросы, часть которых, возможно, так и не нашла ответов.

1. Необычный рейс

Отчетливо помню, как приехав утром 2 июля 2002 года в редакцию, встретила на лестнице ребят, которые спешили на выезд. «Там самолет упал», - только и сказали они. Тогда еще не было известно толком, что и где случилось, сколько и каких пассажиров было на борту.

Вернуться из полета в Испанию самолету не было суждено.

В аэропорту висело только соболезнование по поводу гибели экипажа. Тот лист бумаги, к слову, кто-то сорвал со стены – говорили, что это сделали практиканты из какой-то редакции, которые поленились переписать фамилии погибших. Фотоаппаратов на телефонах тогда еще не придумали. Ну да Бог им судья, они не видели, как плакала девушка из пресс-службы аэропорта, которой поручили вывесить новое скорбное объявление.

Примерно часам к 11 утра 2 июля 2002 года знакомые, работавшие в Доме правительства, сообщили, что по коридорам башкирского Белого дома разносятся стоны, вой и плач. К его входу прибыли несколько машин «скорой помощи». Причина происходящего стала понятна, когда появились первые списки погибших. Достаточно было взять справочник ведомственных телефонов и сопоставить фамилии имена и отчества погибших детей с фамилиями и должностями чиновников, чтобы понять, что это был необычный рейс.

Подобные рейсы бывали и раньше. По линии ЮНЕСКО группы детей – в основном отличники не раз вылетали на олимпиады, творческие встречи и другие мероприятия, в том числе и за границу. Но на сей раз детская делегация летела на отдых с Испанию. Престиж поездки был очень высок.

Попасть в число «счастливчиков» смогли далеко не все желающие. Были ли они все отличниками? В основном да. Без тени сомнения можно сказать, что в том самолете летела часть будущего кадрового резерва госорганов и предприятий Башкирии. Точно известно и то, что они приобретали путевки за свой счет. Такие ребята с полным правом заняли свои места в группе.

Памятник на месте катастрофы в Германии.

Но, конечно, наивно было бы полагать, что все дети чиновников (а их в самолете было большинство) были отличниками и призерами ЮНЕСКО. Да, это правда, что группа формировалась из детей чиновников, коммерсантов, высокопоставленных руководителей различных ведомств, многие из них сбились с ног, чтобы устроить ребенка в группу. Кого-то вычеркивали из списков, чтобы освободить места для тех, кому нельзя отказывать. Вычеркнутые сначала возмущались, а утром 2 июля неистово молились и благодарили Всевышнего за спасение.

Имели ли место какие-либо злоупотребления при организации поездки? Возможно. Но какое это все имеет теперь значение? Даже если и были такие «обстоятельства», их затмила непроходящая боль, которая по сей день разрывает душу родителям погибших детей и которую страшно даже представить.

Мои друзья встречали родителей погибшей девочки в аэропорту, после возвращения с места катастрофы из Юберлингена. Потемневшая лицом мама, долго хранившая суровое молчание, села в машину и внезапно обрушилась с проклятиями и рыданиями на мужа: «Это ты во всем виноват! Ты больше всех хотел отправить ее в эту престижную поездку! Я тебя ненавижу!». Подобные сцена наверняка имели место и в других семьях. Родители, а также дяди, тети и т.д. живут с этой болью уже 15 лет.

Но я также точно знаю, что после трагедии конкретно эти люди изменились, стали другими. И прилагали усилия, чтобы изменить мир вокруг себя, сделать его чище и лучше в память о погибших детях. Может, и не все, но многие из них после катастрофы говорили, что обратились к Богу. Многие построили мечети, часовни, взяли приемных детей, если больше не смогли родить своих.

Мемориал на Южном кладбище в Уфе.

Другое дело, что другие наши современники из гибели «необычного» рейса для себя никаких выводов не сделали. И такие рейсы по-прежнему «втихую» отправляются во всех уголках России. Но это уже другая тема.

2. Прощание номер один

Погибших в Уфе хоронили в два приема, потому что гробы с телами доставили двумя партиями. В день первых похорон в Уфе стояла по-летнему жаркая погода.

«Мы не чувствовали духоты, не чувствовали палящего солнца. Было ощущение, что все вокруг происходит не с нами, казалось, что стоит только вернуться домой, как сразу откроется дверь и с улицы прибегут наши улетевшие в Испанию ребята, - рассказывал несколько лет назад в интервью Зульфат Хамматов, к слову, тоже сотрудник Белого дома, который после трагедии стал руководителем общественной организации, объединившей родственников трагедии. - Меня потом спрашивали по поводу приезда на похороны Владимира Путина. Но я тогда даже не испытал особых эмоций по поводу его визита. Говорили, что на улице стояла 40-градусная жара. А мы и ее почти не ощущали. Потому что еще жарче было в голове, душу испепеляла мысль, что мы хороним наших детей».

Зульфат Хамматов на месте трагедии.

Тогдашний визит Путина тоже стал поводом для нареканий со стороны «правдорубов». На кладбище, уже после погребения, родителей попросили задержаться возле могил – пришла новость, что в Уфу срочно летит глава государства, чтоб лично выразить соболезнования семьям погибших. И они простояли там около часа, замерев на месте. Просто стояли и молча смотрели на свежие холмики земли.

Понятно, что родителей задержали на кладбище ради телевизионной картинки. Конечно, их могли пожалеть и позволить уехать. Но такое указание поступило из Москвы, от пиарщиков президента, и возразить им никто не посмел.

Журналисты, коллеги родственников погибших и другие люди, оказавшиеся на кладбище, так сказать, «по работе», от этого зрелища были в шоке. Но все понимали, что масштаб горя и соболезнования главы государства требовалось показать всей стране в теленовостях. Для кого-то это тоже работа.

Владимир Путин прилетел в Уфу специально. чтобы выразить соболезнования близким погибших в авиакатастрофе.

При этом родителям погибших ребятишек наверняка было не до подобных месялей. Для них лишние минуты, проведенные рядом с детьми, были даже желанны.

А когда хоронили вторую партию погибших, было уже не так жарко. И ажиотажа вокруг похорон было меньше, как и людей на Советской площади, куда доставили гробы для церемонии прощания. Было меньше фото и видеокамер. Это событие уже не попало на первые полосы газет. Но беда от этого не казалась меньше. Без излишнего официоза слез у всех присутствовавших на церемонии стало только больше.

После отпевания Верховный муфтий Талгат Таджуддин сказал родителям слова, которые всем запали в душу: «Вы осиротели. Но могу сказать вам в утешение, что ваши дети будут ждать вас на том свете. И они вас узнают - среди миллионов других. По тому камню, который вы теперь понесете по жизни, прижимая к груди».

3. Экипаж в пункт назначения

На этот рейс словно было наложено какое-то проклятье, которое не только неумолимо вело к трагической развязке всю группу, но и вовлекало в водоворот событий других людей, обрекая и их на гибель.

Общеизвестный факт: из-за ошибки московских гидов, сопровождавших группу, дети приехали не в тот аэропорт и опоздали на рейс, который благополучно улетел в манящую южным летом Барселону. В Москве не удалось найти свободный чартерный борт, чтобы все-таки отправить детей в Испанию. И тогда руководство республики спешно выделило новый самолет «Ту-154» компании «Башкирские авиалинии» и обеспечило его лучшим экипажем. Пока проходили согласования вылета в Москве, сформированный экипаж почти целые сутки ждал разрешения на вылет в Уфимском аэропорту. Им было явно не по себе.

Айсыуак Якшидавлетов.

Один из бортпроводников, 30-летний Айсыуак Якшидавлетов, позвонил жене и попросил ее поскорее приехать, не сумев толком объяснить причину срочности. Она приехала и после разговора с мужем вернулась домой. Но вскоре Айсыуак позвонил снова и попросил привезти дочку, очень хотел попрощаться. Все время говорил, что у него тревожно на душе. Тут не на шутку разволновалась и жена и попросила его отказаться от рейса. Но Айсыуак ответил, что это ответственный полет и отказ может поставить под удар его карьеру.

Эти ребята были трудягами, профессионалами высочайшего уровня, поэтому им и доверили ответственный полет. Так чью же карму отрабатывал экипаж? Почему они тоже погибли?

Если опять удариться в мистику, то, возможно, высший смысл их гибели заключался в том, чтобы ценой своих жизней повлиять на судьбы других людей.

Старожилы аэропорта рассказывали, что через некоторое время в адрес аэропорта пришла телеграмма от экипажа одной из сибирских авиакомпаний, оказавшегося в ситуации, ставшей роковой для экипажа Гросса. При опасном сближении с другим самолетом диспетчер с земли дал им указание снижаться, в то время как прибор TCAS диктовал противоположную команду. Летчиков спасло то, что они вспомнили трагедию над Боденским озером и выполнили команду прибора, избежав тем самым катастрофы. В телеграмме, которую они прислали в Уфу, была следующая фраза: «Благодаря крови вашего экипажа, мы остались живы».

Известно, что после авиакатастрофы над Германией производители TCAS внесли важные конструктивные изменения в прибор, чтобы исключить повторение подобных трагедий в будущем.

Есть еще один человек, имеющий отношение к экипажу, чью судьбу круто изменила трагедия. Это Дима Багин, сын погибшей стюардессы Ольги Багиной. После гибели мамы Диму пригласили в свою семью немецкие супруги Рейнхарт и Доротея Мартины из Юберлингена.

Дмитрий Багин.

Рейнхарт был полицейским, 2 июля 2002 года он стоял в оцеплении на месте крушения самолета «Башкирских авиалиний». Когда он увидел на траурной церемонии оглушенного бедой осиротевшего Диму, то долго не мог успокоиться. Посоветовавшись с женой, он предложил мальчику пожить в его семье. Ольга воспитывала сына одна, ее мама вскоре после катастрофы умерла, Дима жил в семье тети. С большим трудом его уговорили поехать в Германию. Постепенно мальчик пообвыкся, выучил язык, вырос, получил образование, профессию авиатехника, мечтает стать летчиком и прилагает для этого усилия. Сегодня ему уже 26 лет. Дима женился на девушке из Башкирии, увез ее в Германию.

Мы общались с ним по переписке на протяжении почти 10 лет, дружили, делились новостями. Иногда говорили о трагедии. Дима отдает себе отчет в том, что не будь катастрофы, не видать бы ему, скорее всего, никакой Германии. Однако в ответ на вопрос, готов ли он отказаться от всех прелестей жизни в Германии в обмен на то, чтобы той авиакатастрофы не было и мама осталась жива, Дима без раздумий отвечает: «Да».

Нашему общению всегда мешало то, что я являюсь журналистом. Диму раздражает внимание прессы, даже на передачу к Андрею Малахову он не поехал. Но меня он какое-то время терпел. Но в прошлом году, когда я опять написала о нем в годовщину авиакатастрофы, мы все-таки поссорились. Я поклялась, что больше писать о нем не буду. И вот опять сегодня написала, потому что рассказ про экипаж без истории про Диму для меня неполон.

Видимо, у меня тоже есть своя карма, связанная с трагедией над Боденским озером. И я ее тоже отрабатываю. Надеюсь, он это поймет и простит.

4. Второй день рождения

Еще более странно сложилась жизнь у выживших участников поездки. По странному стечению обстоятельств, чья-то невидимая рука отделила их от общей делегации. Так, по необъяснимым причинам был отстранен от полета сотрудник кабинета министров Дим Хужин, который собирался лететь в Барселону на отдых вместе с женой и двумя детьми. Забраковали его выездные документы. Мужчина до хрипоты спорил с работниками визовой службы, что его документы в порядке, ведь недавно он уже выезжал по ним за границу. Не помогло.

Та же история приключилась и с дочерью тогдашнего вице-премьера башкирского правительства Николая Сигакова Евгенией. Вместе с Хужиными она в расстроенных чувствах осталась на земле, а на следующее утро вся в слезах звонила родителям в Уфу, чтобы разделить с ними горечь утраты друзей.

Во время церемонии на месте трагедии.

Накануне выезда, когда группа была уже полностью укомплектована и была готова к отправке, вдруг резко отказалась от поездки на море еще одна сотрудница кабинета министров РБ. Вместо нее в спешном порядке стали оформлять документы ее коллеге с ребенком.

Что это было – провидение или …? Так или иначе, но и Дину Хужину и Николаю Сигакову, и той сотруднице, чье имя осталось неизвестно широкой публике, больше не суждено было работать в башкирском Белом доме. Потому что их пребывание там стало мукой для всех – и для них самих, и для родителей, похоронивших детей. Они вскоре перешли на другую работу. Но вряд ли они из-за этого очень расстроились, ибо это была слишком малая цена за уцелевшие жизни.

Никто из них до сих пор не комментирует ту ситуацию. Наверняка, они до сих пор задаются вопросом: благодаря чему или для чего они оказались спасены?..

5. Помощь ушла

Вскоре после похорон, летом 2002 года, вокруг трагедии начал разматываться клубок новых инсинуаций, всколыхнувших общественность. Был объявлен сбор средств в помощь семьям погибших, который, как это часто бывает и в наши дни, быстро превратился в кампанейщину. Из зарплаты вычитались суммы, которые для небогатых семей были весьма существенными. При этом их согласия никто не спрашивал.

Такой поворот событий сразу повлиял на отношение немалой части населения к трагедии. Жертвам трагедии, по-прежнему, искренне сопереживали, но тот факт, что приказы о добровольно-принудительном сборе пожертвований семьям погибших поступали из тех же ведомств, где работали многие родители погибших детей, создал почву для едких комментариев.

В те дни газеты были переполнены соболезнованиями в адрес родственников жертв авиакатастрофы.

Припомнили и самолет, который был специально выслан из Уфы в Москву, и суету вокруг скоропостижного визита Путина, и «элитный состав делегации», и прочее.

Но теперь, с высоты 15-летнего расстояния до трагедии, уже есть что возразить. Да, конечно, большинство пострадавших семей не нуждались в такой материальной поддержке. Они были достаточно состоятельными людьми, им почти сразу же выплатила по 150 тысяч рублей страховая компания, помогали сослуживцы. Затраты на похороны детей взяло на себя государство. Не было острой необходимости в том поголовном сборе «матпомощи» с населения, которым их попрекают до сих пор. Да они бы сами заплатили в сто раз больше, если бы можно было отменить тот рейс и вернуть детей живыми в Уфу. Так что медвежью услугу оказали им организаторы сбора той «матпомощи».

Ну а если теперь вспомнить добровольно-принудительный сбор матпомощи для жителей Крыма, а также бодрые весенние митинги-концерты в поддержку присоединения Республики Крым к России? А санкционированные «сверху» митинги против терроризма после недавних терактов в питерском метро с речами по бумажке и скучающими толпами студентов?.. Как доказывает жизнь, в плане сбора матпомощи и устройства митингов у нас вообще ничего не изменилось.

Реквием в Поднебесье

К чему я все это понаписала? Просто захотелось сказать пару резких слов «правдорубам», которые посмеют сплетничать об авиакатастрофе сегодня, в 15-ую годовщину трагедии над Боденским озером, когда близкие погибших поедут на место трагедии или на Южное кладбище, к родным могилкам. Замолчите, у вас нет морального права осуждать за что-либо родителей погибших детей!

Обратите лучше внимание на себя и задайтесь вопросом: если бы, не дай Бог, вы оказались на том рейсе, куда распределила бы вас судьба, в какой пункт назначения? Оставила бы в самолете, как погибших, или сняла с рейса, как Дина Хужина и Женю Сигакову, собрала скоропостижно в нежданный роковой рейс, как погибших летчиков, или подарила новую жизнь в Германии, как Диме Багину?..

Может, эту трагедию стоит воспринимать не как способ позубоскалить, а как повод задуматься о своей жизни?..

ИСТОЧНИК еще раз выражает самые искренние соболезнования родственникам жертв авиакатастрофы над Боденским озером.

Источник: proufu.ru

0
0
Происшествия / Криминал, Туризм, еще 1
Читают 1
Прочитать позже
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите сочетание клавиш
Ctrl
+
Enter
, затем сообщите нам об ошибке.
Что Вы думаете по поводу новости?

Будьте первым, оставьте комментарий к данной публикации! Однако помните, что мы вправе удалить ваши комментарии при наличии в них нецензурной брани и оскорблений.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
или
Войти через социальную сеть

ВКонтакте


В СМИ сегодня
Комментарии читателей
Илья Момот
почему исключили версию, что бомбу в двигатель могли заложить в аэропо...
Bash-news редактор
Извините, добавлена сама "предсмертная записка" :(
Юлия Тимиршина
Наши соболезнования родным и близким Гузели.Что же могло подтолкнуть м...
Марина
Ну видимо заведение замяло дело, т.к. плохая репутация им не нужна
Эллина
Получил не опасные для жизни травмы и самостоятельно покинул заведение...
VENIAMIN KOLGANOV
На самом деле сбили её на "зебре". Там есть знак пешеходный ...
nfubh60
Есть в г.Ишимбай ещё и улица Калинина.В осенне-весенний период грязь н...
Евгений
Я один ничего не понял? Парня осудили просто за слухи?
Антон
Мой друг здесь квартиру купил, волновался, а они в декабре уже первую ...
Алена
Как такое можно говорить о детях??Кто провел деление на детей баш.инте...
glebtikhonov3
Это просто жесть. Ну давайте 400 учеников выгоним, оставим кружки для ...
Марат Аминев
ВСЕ ВЕРНО В ТУИМАЗАХ ТЕБЯ ПОЛОЖАТ ПО ПОКАЗАНИЮ СКОРОИ И ТО МАЛОВЕРОЯТН...
Bash-news редактор
Здравствуйте, да конечно.http://bash-news.ru/feedback.html
Данил Леонтьев
Да.Телеграмм сейчас набирает обороты а вот вк падает на глазах.В телег...
Евгений Горичев
Здравствуйте, можно мне выслать вам видео обращение социального хар...
id247275110
Ну это уже и не понятно как назвать - то можно? Обратите внимание! Ста...
Jass
вот только интересно, какое жители Воронежской области(изображенные на...
Денислам Галин
Вот и пришло время, ПАТРИОТИЧЕСКИМ СИЛАМ РЕСПУБЛИК сплотившись вокруг ...
Денислам Галин
Не случайно же, чтоб осуществить свой благородный замысел, Емельян Пуг...
Денислам Галин
ДОБАВЛЕНИЯ СДЕЛАНЫ ПО ПРОСЬБЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИК. У...
Денислам Галин
Не случайно же, чтоб осуществить свой благородный замысел, Емельян Пуг...
Денислам Галин
Что касается ПРАВОСЛАВНОГО ЦЕРКОВНОГО РУССКОГО языка, данный язык долж...
Денислам Галин
Так что, если хотите в своих Республиках сохранить свои Республикански...
Денислам Галин
УВАЖАЕМЫЕ ПАТРИОТЫ БАШКОРТОСТАНА! Вы, истинные патриоты РОССИЙСКОЙ ФЕ...
Денислам Галин
Пять объяснений того, почему в Финляндии нет и никогда не будет массов...